Певцова, Софья Карловна
Софья Карловна Певцова, урождённая Модерах (1782 — 27 октября (8 ноября) 1852) — начальница Екатерининского училища в Москве; кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (меньшого креста)[1].
Софья Карловна Певцова | |
---|---|
Имя при рождении | Модерах |
Дата рождения | 1782 |
Место рождения | Российская империя |
Дата смерти | 27 октября (8 ноября) 1852 |
Место смерти | Москва Российская империя |
Подданство | Российская империя |
Награды и премии |
Биография
Одна из шести дочерей пермского генерал-губернатора Карла Фёдоровича Модераха (1747—1819) от брака его с Йоганной Вернер (1752—1817). Получила прекрасное домашнее воспитание, свободно говорила на нескольких иностранных языках, интересовалась литературой и музыкой. Была выдана замуж за вдовца генерал-майора Аггея Степановича Певцова (1773—1812), шефа Екатеринбургского мушкетёрского полка. Венчались 18 февраля 1799 года в Петропавловском соборе в Перми[2].
В молодости своей отличалась необыкновенной красотой и любезностью, чем кружила головы молодым людям[3]. По словам Вигеля, «столь милого личика и столь пристойного умного кокетства», как у Софьи Карловны, «трудно было найти, от её взоров и речей все вокруг воспламенялись и таяли»[4]. В 1802 году Певцовой был увлечен граф А. Х. Бенкендорф, но, как он позже признавался, завоевать её было трудно, на его страсть «она ответила только любезным пренебрежением»[5].
В 1809 году сенатор Обухов посетил Пермь с целью ревизии. В то время у него на службе в качестве секретаря состоял 17-летний князь Пётр Андреевич Вяземский. На балу, устроенном губернатором в честь гостей, Вяземский увидел Софью Карловну и влюбился в неё. По его воспоминаниям, он открылся ей в своих чувствах и предложил жениться на ней, если она разведется с мужем, но на его несовершеннолетнюю любовь Певцова ответила лишь добродушной и нежной дружбой. Взаимные их отношения были мирными и правильными[6]. Свои чувства Вяземский выразил в стихотворении:
Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?
Кто скажет, что забыт природой этот край?
Страна, где ты живёшь, прекрасная Певцова,
Есть царство красоты и упоений рай.
В 1812 году Певцова овдовела, муж оставил ей небольшое состояние. По ходатайству две старшие её дочери были зачислены за казенный счет в петербургское Екатерининское училище. 26 августа 1826 года по личному выбору императрицы Марии Фёдоровны Певцова была назначена начальницей Московского Училища ордена св. Екатерины. Императрица оказывала ей знаки своего доверия и расположения, о чем свидетельствуют изданные в 1883 году её письма к Певцовой[7]. Во главе училища Софья Карловна оставалась до самой своей смерти. По случаю 25-летия своей деятельности 25 августа 1851 года была пожалована орденом Св. Екатерины (меньшего креста). О ней сохранилось немало воспоминаний современников. По словам А. Д. Галахова[3]:
Певцова вполне отвечала занимаемому ею месту. Светски образованная, ловкая, представительная и вдобавок генерал-лейтенантша, она держала себя независимо, потому что стояла в уровень как с почётными опекунами, заведовавшими учебною и экономическою частями её заведения, так и с именитыми фамилиями лиц, дети которых воспитывались под её началом.
Певцова пользовалась общей любовью своих многочисленных воспитанниц, одна из них писательница С. Д. Хвощинская писала о ней[8]:
Я никогда, ни прежде, ни после, не встречала почтенной женщины прекраснее её. У неё был гордый вид, но он не отталкивал, а, напротив, подчинял себе невольно. Наш выпуск сохранил о ней прекрасное воспоминание: всегда приветливая, и с таким внимание к нашим успехам, что хотелось учиться хорошо, лишь бы только получить её одобрительный взгляд и улыбку... Это была женщина глубоко религиозная и, кажется, очень образованная.
Скончалась 27 октября (8 ноября) 1852 года в Москве и была похоронена на иноверческом кладбище на Введенских горах[9] (могила утрачена). По воспоминаниям одной из воспитанниц, весь институт оплакивал её кончину. Власти институтские жалели о ней потому, что при ней им «была большая воля». Вследствие старости и важности, в последние годы управления Певцова распустила и классных дам, и эконома, и полицеймейстера, которые делали, что хотели. Институтки же оплакивали её по привычке и глядя на властей, на самом деле им только казалось, что они страстно как любят свою maman[10].
В браке Певцова имела сына Георгия и дочерей Елизавету, Александру (ум. 1847; в замужестве за Алексеем Павловичем Хрущевым, занимала должность инспектрисы в московском Екатерининском училище) и Клеопатру (1810—1872; не замужем; служила инспектрисой). Сын влюбился в дочь-сироту очень богатых родителей Елизавету Виссарионовну Агреньеву[11] и обвенчался с ней против воли родителей. Жил с женой сельской жизнью в Опеченском Посаде, где купил 200 десятин земли и построил два дома. В народе Георгия Певцова называли Егором, поэтому потомки и наследники его назывались Егоровыми. Один из них — митрополит Гурий.
Примечания
- Кавалеры Ордена Св. Екатерины // Список кавалерам российский императорских и царских орденов за 1851 год. Часть I. — Санкт-Петербург: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1852. — С. 2.
- ГАПО Ф. 37. — Оп. 1. — Д. 6 // Метрические книги Петропавловского собора.
- А. Д. Галахов. Записки человека. — М., 1999. — 448 с.
- Ф. Ф. Вигель. Записки: В 2 кн. — М.: Захаров, 2003. — С. 350.
- А. Х. Бенкендорф. Воспоминания. 1802—1837. — М.: Российский Фонд Культуры, 2012. — С. 44.
- П. А. Вяземский. Полное собрание сочинений. В 12 т. — СПб., 1883. — Т. 8. — С. 410—411.
- «Cent lettres de S. М. L’Impératrice Marie Féodorovna à Madame de Pewtzoff, Supérieure de l’Institut St. Catherine à Moscou. 1826—1828». — М., 1883.
- Воспоминания институтской жизни // Русский вестник. — 1861. — № 10. — С. 524—525.
- [ Московский некрополь. В 3-х т. — СПб., 1908. — Т. 2. — С. 484].
- А. Н. Энгельгардт. Очерки институтской жизни былого времени // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — С. 152.
- Воспоминания К. А. Манна // Исторический вестник. — 1917. — С. 55.
Литература
- Красноперов Д. А. Я увез из Перми воспоминанье… — Пермь, 1989.