Пахомов, Алексей Фёдорович

Алексей Фёдорович Пахо́мов (19 сентября [2 октября] 1900, дер. Варламово, Вологодская губерния — 14 апреля 1973, Ленинград) — советский, российский художник-живописец, график, педагог. Народный художник СССР (1971). Лауреат Государственной премии СССР (1973 — посмертно) и Сталинской премии второй степени (1946).

Алексей Фёдорович Пахомов
Дата рождения 19 сентября (2 октября) 1900(1900-10-02)
Место рождения дер. Варламово, Кадниковский уезд, Вологодская губерния, Российская империя
Дата смерти 14 апреля 1973(1973-04-14) (72 года)
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Страна
Жанр иллюстрация
Учёба Училище рисования барона А. Штиглица
Стиль карандашный рисунок
Награды
Звания
Премии

Период учёбы

Родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово[1] (ныне — в Харовском районе Вологодской области).

С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых) был направлен в Начальное училище в Кадников, а в 1915 году — в Петроград, в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В училище попал в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии перешёл в мастерскую В. В. Лебедева. Работал учителем рисования в школе Кадникова (1918). В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАС в Петрограде. Его учителями были А. И. Савинов, С. В. Чехонин, В. И. Шухаев.

Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. По воспоминаниям художника, Н. Тырса часто доказывал, что ученик А. Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем своё прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого». Пройдя через увлечения современными течениями в искусстве, он, тем не менее, неизменно обращался к работе с натуры, выполняя многочисленные наброски и зарисовки. Карандашные наброски не ценил, считая их вспомогательным материалом для будущих серьёзных работ. Однако Н. Тырса и В. Лебедев убедили его, что такого рода рисунки, выполненные выразительно, с чувством и знанием предмета изображения, могут являться произведениями самостоятельной художественной значимости. Советы учителей сыграли важную роль в формировании собственного стиля и творческого мировоззрения художника.

Живопись и книжная графика

В конце 1920-х гг. начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер В. Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. М. Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж». За время работы с В. Лебедевым у художника сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. Занимал одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920—1940-х годов.

Член «Объединения новых течений в искусстве» (1922—1923), художественного объединения «Круг художников» (1926—1932), член правления ЛОСХ (1932—1949).

Как живописец создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).

Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность художника к ленинградской школе пейзажной живописи, мастера которой далеко не ограничивались одним только пейзажным жанром.

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы и Н. Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата».

Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.

Войну художник пережил в блокадном Ленинграде, автор драматической серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин). Позднее, в феврале 1945 года, они экспонировались в Москве.

Преподавательская деятельность

Могила Пахомова на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

С 1942 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина1949 — профессор). Руководил персональной мастерской станковой графики.

К началу 1960-х годов, несмотря на известность и официальное признание, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ его юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали его ранние цветные иллюстрации. Он решил вновь использовать в иллюстрации цвет, возвратился к собственным, разработанным ещё в 1920-е годы, приёмам. В результате появились книги с цветными иллюстрациями: «Липунюшка» Л. Н. Толстого (цв. карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.

Известны живописные и графические портреты художника, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Пен Варленом[3] (1963).

Автор книги: «Про свою работу» (Л., 1971).

Действительный член АХ СССР (1964). Член Союза художников СССР.

Дочь Елена.

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

Мемориальная доска А. Ф. Пахомову на д. 14 по Каменноостровскому
  • Похоронен на Богословском кладбище.
  • Мемориальная доска с горельефом А. Ф. Пахомову установлена на д. 14 по Каменноостровскому проспекту.
  • Выставка «Жизнь. Любовь. Работа» (Санкт-Петербург, Белый зал Детской библиотеки истории и культуры Петербурга, декабрь 2021 г.)

Награды и звания

Примечания

  1. Пахомов Алексей Фёдорович (1900—1973). artvedia.ru. Дата обращения: 14 октября 2015.
  2. Памятные дни и годы. Записки художника. — СПб.: Арсис, 1994. — С. 201—205.
  3. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — С. 26.

Источники

Ссылки

См. также

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.