Оружейный салют
Оружейный салют — церемониальная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий или стрелкового оружия.
Праздничный салют
Орудийный салют производится как по случаю календарных государственных праздников, так и по случаю других торжественных событий.
В России первым документально подтверждённым сухопутным артиллерийским салютом был салют в Москве 21 октября 1709 года при вступлении в город русских войск во главе с Петром I после победы под Полтавой. Позднее салюты производились после всех крупных побед петровской армии и флота.
После Петра I традиция салютов по случаю военных побед была возобновлена императрицей Елизаветой Петровной, когда салютом было отмечено взятие русскими войсками Берлина в 1760 году. Какого-либо регламента, связанного с такими салютами, в Российской империи не было, и решения об их произведении принимались лично монархом[1].
Традиция орудийных салютов по случаю военных побед была возобновлена в СССР во время Великой Отечественной войны в 1943 году, когда салют был произведён по случаю взятия советскими войсками двух городов — Белгорода и Орла. Позднее в том же году было утверждено три категории салютов: первая степень (24 залпа из 324 орудий) — по случаю освобождения столиц союзных республик СССР и столиц иностранных государств, выхода советских войск на государственную границу, завершения войны с союзниками нацистской Германии; вторая степень (20 залпов из 224 орудий) — по случаю освобождения крупных городов, завершения крупных операций, форсирования крупнейших рек; третья степень (12 залпов из 124 орудий) — по случаю овладения важными железнодорожными, морскими и шоссейными пунктами и узлами дорог, окружения крупных группировок врага. Всего за время войны было произведено 26 салютов первой степени, 206 салютов второй степени и 122 салюта третьей степени. Победа над Германией 9 мая 1945 года отмечалась 30 залпами из 1000 орудий[1].
С Петра I также началась традиция отмечать пушечным салютом в Петропавловской крепости рождение и крещение членов императорской семьи, затем возобновлённая Николаем I. В 1827 году 21 выстрелом было отмечено рождение и крещение племянницы Николая I великой княжны Екатерины Михайловны, рождение в том же году второго сына Николая I, Константина, было отмечено 301 выстрелом, его крещение было отмечено 466 выстрелом.
В 1834 году было регламентировано, что рождение великих князей отмечается 201 выстрелом, а великих княжон — 101 выстрелом. Однако делались исключения — например, рождение внука Николая I Николая Александровича в 1842 году было отмечено 301 выстрелом.
В 1818 году по итогам Ахенского конгресса было установлено, что глав государств и их супруг, имеющих императорский титул, следует встречать 33 выстрелами салюта, прочих владетельных особ и президентов — 21 выстрелом; высших военных чинов и чрезвычайных и полномочных послов — 19 выстрелами; посланников — 15 выстрелами; консулов — 7 выстрелами; вице-консулов — 5 выстрелами. 21 выстрел салюта при встрече глав государств производится и в наше время[1].
В Великобритании салют из 62-х орудий в лондонском Тауэре отмечает день рождения королевы, из 41-го орудия — открытие парламента или визиты глав иностранных государств[2]. По случаю рождения в 2018 году третьего сына у герцога и герцогини Кембриджских Уильяма и Кейт подразделение Королевской конной артиллерии в Гайд-парке дало салют из 41 орудия. Одновременно орудия Почётной артиллерийской роты дали 62 залпа у Тауэра. Традиционный артиллерийский салют состоит из 21 залпа, к нему добавляются ещё 20, если он проводится в королевском парке, а в случае с Тауэром 20 залпов добавляются, поскольку он является королевским дворцом, и ещё 21 залп производится от имени лондонского Сити[3].
Салют на флоте
Издавна зародился обычай, по которому встречающиеся в море военные корабли независимо от их национальной принадлежности отдают друг другу почести, салютуя флагами или орудийными выстрелами. Салют в море выстрелами из пушек был впервые введён Англией, вероятно, в конце XV века. Корабельные орудия в то время были всегда заряжены, а салют производился из всех пушек одного борта и их перезарядка требовала много времени. Поэтому ритуал салюта представлял из себя своего рода разоружение как доказательство своих мирных намерений.
В 1551 году во время последней итальянской войны французская эскадра встретила в море сильную испанскую эскадру. Французы подняли штандарт испанского короля и просигналили: «Имеем на борту члена королевской семьи». В ответ испанские корабли отсалютовали из всех орудий. После этого французы без труда захватили испанские галеоны, так как испанцы не успели перезарядить пушки[4]. Капитан корабля «Джемс Галлей» в 1688 году писал: «Я буду особенно осторожен в исполнении королевских приказов, которые определённо предписывают мне не салютовать ни крепости, ни флагу иностранному до тех пор, пока не буду уверен, что получу ответ выстрелом на выстрел»[5].
Салют производился и при отбытии высокопоставленного лица с корабля, причём число выстрелов всегда было нечётным. Ботелер в своих «Диалогах», изданных в 1685 году, приводит такой диалог между адмиралом и командиром корабля: «Адмирал: — Почему нечётное число? Командир: — Нечётное число в церемонии салюта всегда соблюдается в море при употреблении орудий, так как иначе это может быть принято как извещение о том, что капитан умер в походе»[5].
В инструкции судам английского военного флота, изданной в 1643 году, указывалось: «Если случится встретить в водах Его Величества суда или флот любой иностранной державы и если они не приспустят флаг или марселя, вы должны заставить их сделать это».
По Вестминстерскому мирному договору с Нидерландами 1674 года, нидерландские военные корабли и суда при встрече с английскими обязаны были спускать не только флаг, но также верхний парус.
Французский король Людовик XIV в 1689 году приказал требовать на всех морях первого салюта французскому флагу. Это был его ответ на аналогичное предписание командирам английским кораблей.
Пётр I в «Уставе морском» предписывал: «В салютах поступать с чужестранными по трактатам... дабы перед нашими воинскими кораблями командующие флаги и вымпелы спускали, каковы наши малы, а их велики ни были; и ежели не учинят, то их принуждать к тому».
В 1721 году в России был издан «Регламент шкиперам и протчим, приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства, дабы ведали, как поступать и чего остерегаться во оных». Документ обязывал отдавать приветствия российским военным кораблям в самом порту и при входе в него спуском марселей и предупреждал: «Кто того не учинит, то по том будет выстрел, и доправлен за тот выстрел червонной» (штраф в 10 рублей). За последующее нарушение полагался новый выстрел, а денежный штраф увеличивался втрое.
Длительное время военно-морские уставы различных государств запрещали командирам своих кораблей первыми приветствовать флагом иностранные суда, расценивая это как унижение. Павел I вначале запрещал российским кораблям «салютовать, спуская, флаги и вымпелы под смертную казнию, хотя бы от иностранных флотов и силою к тому принуждаемо было...». Однако изданный в 1797 году «Устав военного флота» такого требования уже не содержал и обязывал командиров руководствоваться международными договорами.
После Трафальгарского сражения 1805 года Великобритания отменило существовавшее с 1651 года требование о первом салюте иностранных военных кораблей в честь британского флага и признала равенство военных кораблей разных государств.
Вместо спуска флага в обычай вошли лишь его приспускание и салют из пушек. Первоначально число выстрелов точно не устанавливалось и лишь подчёркивалось, что корабли салютуют, отвечая своим выстрелом на каждый выстрел. Было определено, что первым салютует младший по рангу и на каждый выстрел младшего старший должен ответить своим выстрелом.
Особое место занимает международная традиция «салюта наций» в 21 выстрел при входе военного корабля в иностранный порт, объявленный салютующим, а также на рейд или при проходе мимо иностранных крепостей, также объявленных салютующими, и в других случаях, предусмотренных программой визита. Она окончательно сформировалась в начале XIX века.
Это число выстрелов (21) обычно связывается с количеством пушек на фрегатах, так как во второй половине XVIII — начале XIX века именно они чаще всего посещали иностранные порты. Сорокапушечный фрегат производил салют орудиями одного борта, что и составляло 20 выстрелов. Фрегату отвечали салютом береговые батареи или суда, стоявшие на рейде. Поскольку требовалось отвечать выстрелом на выстрел, требовалось как-то обозначить конец салюта. Поэтому было принято, что его завершает то же самое орудие, которое салютовало первым, — для этого и производился 21-й выстрел.
По возможности, «салют наций» выполняется не менее чем из двух орудий. Ответ на него должен последовать равным числом выстрелов. Первым «салют наций» всегда производит прибывающий военный корабль. В портах (на рейдах) все салюты выстрелами (кроме торжественных) производятся в период от подъёма до спуска флага.
По современным российским правилам, с первым выстрелом (залпом) салюта личный состав корабля принимает положение «смирно», а офицеры, мичманы и сверхсрочнослужащие, кроме того, прикладывают руку к головному убору, отдавая воинскую честь[4].
Салют на похоронах
Оружейный салют также является традиционным на военных похоронах.
По современным российским правилам, на военных похоронах отделение из числа почётного эскорта даёт троекратный залп холостыми зарядами. В исключительных случаях по приказу командования вместо залпа из автоматов или карабинов производится салют из артиллерии[6].