Окулова, Анна Алексеевна

Анна Алексеевна Окулова (3 сентября 1795[1] — 13 февраля 1861) — фрейлина двора (06.12.1836) и воспитательница великой княжны Ольги Николаевны; кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшого креста) (01.07.1846)[2] и камер-фрейлина двора (26.08.1856)[3]. Оставила памятные «Записки», незначительная часть их напечатана в «Русском Архиве» (1896).

Анна Алексеевна Окулова
Дата рождения 3 сентября 1795(1795-09-03)
Место рождения Москва
Дата смерти 13 февраля 1861(1861-02-13) (65 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Род деятельности учительница, писательница
Отец Окулов, Алексей Матвеевич
Награды и премии

 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Старшая из пяти дочерей херсонского губернатора и литератора, генерал-майора Алексея Матвеевича Окулова (1766—1821) от брака его с Прасковьей Семеновной Хвостовой (1769—1864). Воспитывалась в Екатерининском институте в Петербурге, который окончила в 1811 году с золотым шифром малой величины[4]. После проживала с родителями в Москве в доме на Яузской или в имение Никольское Подольского уезда.

После смерти отца в 1821 году семья осталась в крайне тяжелом материальном положении. Все заботы о воспитании и образовании младших братьев и сестёр, заботы по домашнему хозяйству и управлению имениями легли на незамужнюю Анну Алексеевну и её мать. По словам А. Я. Булгакова, «вся семья была в отчаянии, одна Анетта сохраняла бодрость и за всеми ухаживала»[5].

Дом Окуловых в Москве пользовался большим уважением и был близок к литературным кругам. Их гостями были В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин, И. И. Дмитриев, Е. А. Баратынский, Д. В. Давыдов и князь П. А. Вяземский, друживший с Анной Алексеевной и посвятившей ей несколько своих стихотворных посланий. Позднее в 1830-х годах в доме брата Матвея на Пречистенке она встречалась с поэтом А. С. Пушкиным.

Будучи далеко уже не в молодом возрасте, по личному выбору императора Николая I Окулова была назначена воспитательницей к великой княжне Ольге Николаевне и в декабре 1836 года зачислена в штат фрейлиной. По рангу она следовала за статс-дамами и получила, как Ю. Ф. Баранова, русское платье синего цвета с золотом, собственный выезд и ложу в театре. Княжна Ольга Николаевна признавалась, что с появлением Окуловой для неё «началась новая эра жизни». Её открытое весёлое лицо, счастливый характер, здравый ум, энергия и предприимчивость вызывали уважение и привлекали к ней много друзей[6]. Плетнев, Шевырев и Карамзины входили в окружение Анны Алексеевны.

Поборница всего русского, она старалась внушить своей воспитаннице любовь ко всему родному и заставляла читать вслух по-русски. Преподавала она Закон Божий и русский язык великим княгиням Марии Александровне и Александре Иосифовне. Сохранившиеся письма Окуловой к последней на русском языке полностью опровергают несправедливое мнение о ней Плетнева, что «защищая на французском диалекте все русское, особенно язык, Окулова на нём не могла и фразы сказать без грамматической ошибки»[7]. Зимой 1845—1846 годов она сопровождала императрицу и великую княжну Ольгу в их поездке в Геную, а затем в Палермо[8]. Летом 1846 года в Петергофе состоялась свадьба Ольги Николаевны с наследным принцем Вюртембергским. После торжеств граф В. Ф. Адлерберг преподнес Окуловой орден Святой Екатерины (меньшого креста). Не желая расставаться со своей воспитательницей, Ольга Николаевна пригласила её с собой в Штутгарт. Там Анна Алексеевна прожила несколько лет[9].

Оставаясь при дворе в качестве фрейлины, 26 августа 1856 года Окулова была пожалована в камер-фрейлины. В это время она жила Петербурге или в Царском Селе, где у неё в дворцовых помещениях были свои комнаты. Пользуясь своим положением при дворе, она принимала участие во многих благотворительных организациях и слыла известным ходатаем, помогая знакомым и родственникам. Вторая совесть — так называла Анну Алексеевну великая княжна Ольга Николаевна[6]. В 1856 году она на собственные средства открыла в г. Раненбурге Рязанской губернии детский приют. Ещё раньше, в сентябре 1843 года благодаря её стараниям было открыто Царскосельское училище девиц духовного звания, начальницей которого была назначена её подруга Н. А. Шульц[10]. Хорошие дружеские отношения у Окуловой были и с известным благотворителем принцем П. Г. Ольденбургским.

Анна Окулова (1850-е)

Не отличаясь крепким здоровьем, ещё в начале своей службы при дворе Окулова стала жертвой несчастного случая. Широкий рукав её муслинового платья загорелся от свечи, она была спасена, но получила ожоги на руке и груди, от которых остались рубцы[6]. За семь лет до смерти с ней случилось первое нервное расстройство, которое она попыталась скрыть от окружающих. Взяв отпуск, она уехала в Москву, где сняла отдельную квартиру и виделась только с матерью и сестрами. Лечение и пребывание в Штутгарте дали ей лишь временное облегчение. В 1859 году болезнь обострилась вновь. Умерла в феврале 1861 года в Зимнем дворце и была похоронена рядом с отцом и двумя сестрами в подмосковном Донском монастыре.

"В течение двух лет Окулова страдала ипохондрией, которая истощила её жизненные силы. У неё была навязчивая идея, что она проклята и недостойна причастия. Доктор нашел её состояние безнадежным. Она соборовалась, молилась, но упорно отказывалась причащаться, говоря, что в ней сидит дьявол. Тогда её укрыли мантией Серафима и она заснула тихим сном. По пробуждению она приняла Причастие и на следующее утро тихо и без особых страданий скончалась.

Примечания

  1. В. И. Саитов. Московский некрополь. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. — Т. 2. — С. 368.
  2. Кавалеры Ордена Св. Екатерины // Список кавалерам российский императорских и царских орденов за 1849 год. Часть I. — Санкт-Петербург: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1850. — 202 с.
  3. П. Ф. Карабанов. Статс-дамы и фрейлины русского двора в XVIII столетии // Русская старина. — 1871. — Том 3. — С. 465.
  4. Н. С. Карцов. Несколько фактов из жизни Санкт-Петербургского училища Ордена Св. Екатерины. — СПб., 1898. — С. 51.
  5. Братья Булгаковы. Переписка. Т. 2. — М. : Захаров, 2010. — С. 141.
  6. Воспоминания в.кн. Ольги Николаевны «Сон юности» (1825—1846)
  7. Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. В 3-х т. — СПб.: Тип. Мин-ва путей сообщения, 1896. — Т. 1. — С. 256.
  8. Письма А. О. Смирновой к Жуковскому // Русский Архив. — 1902. — №. 5. —С. 116.
  9. Из записок М. Ф. Сабининой // Русский Архив. —1901. — Кн. 1-4. — С. 520.
  10. Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып.9. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр Православной Культуры, 1995.
  11. А. Ф. Тютчева. При дворе двух императоров. — М.: «Захаров», 2008. — С. 474.

Литература

  • Н. В. Архангельская. Усадьбы и судьбы. Вып. 1. Никольское и Осташово. — М.: Минувшее, 2009. — С. 198—239.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.