Одноранговая экономика

Одноранговая или пиринговая (англ. peer-to-peer, P2P (from peer to peer — от равного к равному)) экономика — это система экономической самоорганизации участников горизонтальных сетей, обеспечивающая производство, обмен, распределение и потребление материальных и нематериальных продуктов без использования централизованных, иерархических моделей управления. Отдельными исследователями одноранговая экономика рассматривается в качестве самостоятельного способа производства, альтернативного как капиталистическому, так и социалистическому производству.[1] Исторически её развитие связано с формированием сетевого информационного общества.[2]

Для одноранговой экономики характерны децентрализация и наличие широкой системы непосредственных экономических связей между равноправными участниками распределенных горизонтальных сетей. Вертикальные иерархические механизмы управления экономическими процессами, играющие центральную роль в традиционных экономических моделях (в том числе при капиталистическом способе производства), в одноранговой экономике сменяются самоорганизацией экономических агентов.[3]

Основными предпосылками распространения одноранговых экономических практик выступают рост сетевых и коммуникационных технологий, в особенности сети интернет и повышение значимости информации, как экономического ресурса. Одноранговая экономика преимущественно развивается в сфере производства нематериальных благ (информационные, цифровые продукты, социальный контент и др.)

Одноранговая экономика проявляется в различных формах совместного потребления (шеринга), в рамках которого осуществляется коллективное использование товаров и услуг вместо индивидуального владения.

Понятие

Понятие одноранговой экономики тесно связано с понятием одноранговой сети, которое обозначает децентрализованную компьютерную сеть, состоящую из равнозначных узлов. В этом смысле одноранговая сеть выходит за пределы чисто технического объединения и взаимодействия электронных устройств и рассматривается, как модель отношений между людьми, то есть социальных отношений. Мишель Бован в своей работе «P2P и человеческая эволюция» дает следующее описание одноранговой деятельности: «Это форма сетевой организации людей, основанная на свободном участии равнозначных партнеров в производстве общих ресурсов, не требующая монетарной компенсации в качестве основного мотивационного фактора и не связанная с использованием иерархических методов управления. Такая сетевая организация создает общественные блага, ранее возникавшие в результате функционирования свободного рынка или государственного аппарата, и использует социальные взаимоотношения, а не механизмы рыночного ценообразования или директивного управления, в качестве основного инструмента для распределения ресурсов»[1].

Динамика одноранговых отношений возникает в среде функционирования «распределенных сетей». Согласно определению Александра Галлоуэя, распределенная сеть отличается как от централизованной сети, в которой все узлы связаны с одним центральным хабом, так и от децентрализованной сети, где все узлы соединяются через несколько хабов. Классический пример централизованной сети — старые системы телефонии (все телефонные соединения проходят через центральный коммутатор), а децентрализованной сети — система аэропортов США и некоторых других крупных стран (все перелеты осуществляются между несколькими крупными аэропортами-хабами).[4] В децентрализованной сети могут одновременно существовать несколько центров контроля. Особенностью распределенных сетей, наоборот, является возможность участников свободно выстраивать прямые связи между собой, минуя любые промежуточные хабы. В этом проявляется горизонтальный характер отношений одноранговой сети, обеспечивающий полную автономность экономических агентов.

Одноранговая экономическая деятельность возникает в тех сегментах децентрализованной сетевой экономики, где организация участников носит предельно возможный в нынешних технических условиях распределенный характер.

Основные характеристики

Выделяют следующие характеристики одноранговой экономики:

Во-первых, это свободная кооперация между равноправными экономическими субъектами. Равноправие и свободный доступ участников одноранговых сетей означают, что входные барьеры для них должны быть настолько низкими, насколько возможно. Иными словами, одноранговая самоорганизация невозможна в условиях предварительного отбора участников на основе каких бы то ни было ограничительных критериев. Она складывается как результат добровольного объединения усилий для решения общих задач и осуществляется по факту имеющейся потребности в конкретной квалификации и вовлеченности участников.

Во-вторых, в одноранговой сети отсутствует вертикально организованное иерархическое управление. Одноранговая экономическая сеть является реальной социальной практикой самоорганизации сложных динамических систем. Принятие решений и управление в одноранговой сети носят распределенный характер, а подтверждение правильности выбора решения и проверка информации/знания осуществляются коллективно.

В-третьих, одноранговая деятельность осуществляется в целях достижения результата, который имеет общее значение для всех участников. В экономическом смысле это означает, что в центре одноранговых производственных процессов стоят задачи по созданию неких общих благ, которые одновременно являются и объектом потребления самих участников. В одноранговой экономике воплощается идея «просьюмера», предложенная Элвином Тоффлером[5], то есть индивида, который принимает прямое участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых им самим. Просьюмер является не просто маргинальным явлением, но представляет собой основную экономическую единицу системы. Помимо прочего, неизбежное превращение участника одноранговой экономической деятельности в просьюмера означает реальный переход к экономике, в рамках которой средства производства больше не отделяются от трудящихся.

В-четвёртых, монетарная компенсация не является основным стимулом для участия в одноранговом экономическом производстве[6]. В одноранговой сети происходит свободная кооперация экономических субъектов, для которых первостепенное значение имеет потребительская стоимость создаваемых товаров и услуг (потребитель и производитель совпадают в одном лице). Меновая стоимость в такой модели либо не актуальна, либо имеет второстепенное значение. Кроме того, свободная, добровольная кооперация, в результате которой возникает возможность потребления создаваемых общих благ, не предполагает «продажи» труда в обмен на заработную плату. Иными словами, отсутствует само отчуждение труда, являющееся «сердцем» капиталистического способа производства.

Примеры

Примечания

  1. Michel Bauwens. The Political Economy of Peer Production (Eng) // 1000 Days of Theory. Архивировано 14 апреля 2019 года.
  2. M. Castels. Materials for an Exploratory Theory of Network Society. British Journal of Sociology 51 (1), 2000
  3. Карп Андреев. Одноранговая экономика. — Litres, 2018-12-02. — 330 с. — ISBN 9785041455347.
  4. A. Galloway. Protocol: How Control Exists after Decentralization. MIT Press, 2004
  5. Э. Тоффлер. Третья Волна. М.: АСТ, 2010
  6. Lior Jacob Strahilevitz, Yochai Benkler. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom // The Yale Law Journal. — 2007-05-01. Т. 116, вып. 7. С. 1472. ISSN 0044-0094. doi:10.2307/20455766.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.