Новая объективность

Новая объективность (нем. Neue Sachlichkeit), новый стиль — название архитектурного стиля, возникшего в Европе, прежде всего в Германии, в 1920—1930-х годах. Стиль также часто называют Neues Bauen (новая застройка, новое строительство). Получил распространение во многих городах Германии.

Эрих Мендельсон, универмаг Петерсдорфа, Вроцлав
«Издательство Рудольфа Моссэ», реконструированное Эрихом Мендельсоном, Берлин
Фабрика Фагуса. Проект Вальтера Гропиуса и Адольфа Мейера

Веркбунд и экспрессионизм

Первые попытки осовременить немецкие города сторонники немецкого Веркбунда делали еще перед Первой мировой войной. Многие архитекторы, которые стали ассоциироваться с Новой объективностью, в 1910-х годах использовали стеклянные поверхности и строгие геометрические композиции. Примерами этого являются фабрика Фаґуса по проекту Вальтера Гропиуса и Адольфа Мейера 1911 или универмаг Ганса Пёльцига 1912 года в Бреслау (Вроцлаве). Однако после войны эти и другие архитекторы, такие как Бруно Таут объединялись в революционном «Рабочем комитете искусства» и тайной группе Стеклянная цепь, работали в новаторской экспрессионистской архитектуре. К ранним произведениям Баухауса относится, например, дом Зоммерфельда. Динамичность экспрессионизма и использования стекла как для прозрачности, так и для цветных эффектов стали основой Новой объективности.

Влияние Де Стейл и конструктивизма

Поворот от экспрессионизма к более модернистским стилям второй половины 1920-х годов произошел под влиянием голландского авангарда, особенно группы Де Стейл. Голландские архитекторы Ян Вилс и Якобус Ауд адаптировали идеи Фрэнка Ллойда Райта для создания кубического социального жилья. На уход немецких архитекторов от экспрессионизма повлияла деятельность конструктивистов, а также Ле Корбюзье. Кроме того, Эрих Мендельсон уже отклонился от экспрессионизма в пользу скругленных, динамических форм, которые он реализовал в «Доме Моссэ» и сооружениях на заводе Вайхсмана в Гливице в 1921—1922 годах.

Ранние проекты

Вероятно, к самым ранним образцам «Новой застройки» в Германии относятся «Хаус-ам-Горн» Георга Мухе, представленный на выставке Баухауса 1922 года, и проект Гропиуса и Мейера для конкурса «Tribune Tower» в Чикаго[1].

Однако первым настоящим примером модернизма в строительстве стало поселение «Итальянский сад» в Целле по проекту Отто Геслера 1923—1924 годов. Это было модернистское поселения, зона новой застройки социального жилья, домов, неправильных и асимметричных в плане, с плоскими крышами, большими окнами и обращенными на юг террасами. В отличие от идеи «белой коробки», которую впоследствии популяризировал интернациональный стиль, они часто красились в яркие цвета. Наибольшим сторонником цвета среди архитекторов жилья был Бруно Таут[2].

Распространение Новой объективности

В Швейцарии и Нидерландах сформировалась группа «ABC Group», в состав которой входили Лазарь Лисицкий, Март Стам, Ханнес Мейер. Крупнейшей работой стали стеклянные здания фабрики Ван Нелле в Роттердаме. Чистые линии Новой объективности также использовались для проектирования школ и общественных зданий: домов Мая во Франкфурте, Профсоюзной школы ADGB Ганнеса Мейера в Бернау, школы Александра фон Гумбольдта в Берлине Макса Таута, здания полиции в Берлине Мартина Вагнера. Под влиянием стримлайн-модерна в 1926—1928 годах в Берлине были спроектировани кинотеатры «Kino-Universum» (Эрих Мендельсон) и «Kino Babylon» (Пёльциг).

Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году, имела катастрофические последствия для новой застройки в силу финансовой зависимости Германии от США. Многие комплексы, запланированные во Франкфурте и Берлине, были отложены на неопределенное время[3].

Угасание стиля

Приход к власти в Германии национал-социалистов, усиление политического давления на еврейских и социал-демократических архитекторов заставил их покинуть страну.

Многие значительные немецкие модернисты, исповедовали левую идеологию, поэтому отправились в Советский Союз. Значительную пропагандистскую работу провел Лазарь Лисицкий. Май Стам и Шютте-Лихоцки переехали в 1930 году, чтобы создать новые города, такие как Магнитогорск. Вскоре прибыли Бруно Таут и так называемая «бригада Баухауса» Ганнеса Мейера.

Однако советский эксперимент провалился. Условия труда были ужасными и безнадежными. Стройматериалов не хватало. Строители оказались неквалифицированными и незаинтересованными в результатах труда. А одобрение Иосифом Сталиным проекта «ретроградного» Дворца Советов в феврале 1932 вызвало бурную реакцию международного модернистского сообщества, в частности Ле Корбюзье. Модернисты не только потеряли своего крупнейшего работодателя: внутренняя советская политика привела к жесткому конфликту между архитекторами и не менее жестокой кампании против иностранных специалистов. Часть архитекторов репрессировали, другая часть немецких архитекторов поехала в Японию или в значительную немецкую общину в Стамбуле. Архитекторы модернистского сообщества оказались в Кении, Мексике и Швеции. Еще часть присоединилась к различным проектам в Великобритании и Соединенных Штатах, где Гропиус, Брейер и берлинский градостроитель Мартин Вагнер учили студентов в Гарвардской высшей школе дизайна[3].

Примечания

  1. Gropius, Martin, «International Architecture»
  2. Denkmal und Farbe — Die Siedlung «Italienischer Garten» bei Deutsches Lackinstitut
  3. Droste, Magdalena, «Bauhaus»

Литература

  • Banham, Reyner, «Theory and Design in the First Machine Age»
  • Droste, Magdalena, «Bauhaus»
  • Frampton, Kenneth "Modern Architecture: a critical history
  • Gropius, Martin, «International Architecture»
  • Henderson, Susan R., «Building Culture: Ernst May and the New Frankfurt Initiative, 1926—1931»
  • Pevsner, Nikolaus, «Pioneers of Modern Design»
  • Teige, Karel «The Minimum Dwelling»
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.