Наседка, Иван Васильевич
Иеромонах Иосиф (в миру Иван Васильевич по прозвищу Наседка, иначе Шевель) — русский книжник XVII века. Один из главных справщиков Московского Печатного двора. Ключарь кремлёвского Успенского собора.
Иван Васильевич Наседка | |
---|---|
Место рождения | Село Клементьево близ Троице-Сергиевой лавры |
Дата смерти | 1660[1] |
Гражданство (подданство) | |
Род деятельности | священноинок, богослов, книжный справщик, поэт |
Язык произведений | древнерусский |
Произведения на сайте Lib.ru |
Биография
Начальная деятельность
Родился около 1570-х годов в селе Клементьево, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. С 1608 по 1619 годы служил там священником. Был свидетелем и участником событий Смутного времени, к которому относится и первое его литературное произведение. Плодом размышлений священника о Смуте, в которой он, подобно многим другим русским людям, видел борьбу православия с «латинством», явилось небольшое полемическое произведение: «О российстей святей велицей церкви, юже Иван Богослов виде». Оно истолковывало известное апокалипсическое видение жены, гонимой змием в пустыню (Апокалипсис, глава XII), в смысле преследования русской православной церкви католиками. Мистико-апокалипсический взгляд на Папу Римского, как на антихриста, заимствован Наседкой, по-видимому, из южнорусской полемической литературы, с которой он был хорошо знаком.
В 1615 году Наседка вместе с архимандритом Дионисием Троицким и Арсением Глухим, был приставлен к исправлению книг, закончившемуся осуждением в 1618 году всех справщиков (см. Арсений Глухой), но при этом Наседка — «лукавая лисица», по отзыву Арсения — избежал заточения. Во время Собора 1619 года он составил сразу 2 сочинения против главного критика справы — Антония Подольского. А после — ещё одно: «Изысканное от многих божественных книг свидетельство о прикладе огня», подводящее итог всей полемике[2]. Когда справщики были оправданы, Наседка написал письмо к вновь поставленному патриарху Филарету (отрывки в «Описании синодальных рукописей», № 273), в котором защищал поправки, сделанные при его участии, и обличал невежество московского духовенства, тонко выставляя на вид своё образование и заслуги.
Карьера в Москве
Патриарх Филарет перевёл грамотного священника Москву, поставив служить в Благовещенский собор. В 1621-1622 годы Наседка участвовал в посольстве в Данию, целью которого было сватовство царя Михаила Феодоровича на племяннице датского короля Кристиана IV Доротее-Августе. После поездки он составил «Изложение на лютеры» — обширный компилятивный сборник, частью заимствованный из сочинений Захария Копыстенского; есть основание полагать, что его готовили к печати. В этом полемически-сатирическом произведении против лютеранства есть обширные вставки рифмованного говорного стиха — несиллабических виршей. Позднее богослов написал два поэтических комментария к «Изложению»: «Написание о лютом враге Мартине, в лепоту рещи — о блядивом сыне, иже вся ереси в все концы ввел и всех их во дно адово свел» и «О римских и латынских папежах, аки о бесовских мрежах: ими же человеческия души уловляются и во адово дно низпосылаются». Назначенный ключарём Успенского собора в 1626 году, Наседка стал лицом, близким к правительству. Вместе с игуменом Богоявленского монастыря Илиёй он составил «Свиток укоризны Кириллу Транквиллину погрешительным его словесем, блужения его ересем...», состоящий из 49 глав, в результате чего книгу киевского проповедника «Евангелие Учительное» сожгли.
При патриархах Иосифе и Никоне
При патриархе Иосифе Наседка стал важным деятелем книгопечатания. В годы его работы на Печатном дворе (с 1645 по 1652) было выпущено 85 изданий. В частности, он являлся одним из составителей Кирилловой книги, вышедшей в 1644 году. Наседка выступил активным участником богословских прений, вызванных обручением датского принца Вальдемара с царевной Ириной Михайловной. Его перу принадлежат их акты, изданные А. П. Голубцовым. Неоконченным осталось написанное в 1644-1645 годах «Списание богородичного ключаря Ивана на королевичева немчина Матвея». В 1649 году священник овдовел, приняв монашество с именем Иосиф. Тогда же он стал главным справщиком после Михаила Рогова. Последней литературной работой Наседки является записка о жизни преподобного Дионисия (входит в состав «Жития Дионисия», М., 1824, стр.43-54, 56-83), которая особенно интересна ярким описанием ужасов московского разорения.
При патриархе Никоне Наседка попал в опалу. Войдя в конфликт с новоизбранным первосвятителем, он в 1652 году был сослан в Кожеозерский монастырь. Последним упоминанием о его жизни является привлечение к делу Иоанна Неронова для дачи показаний в 1654 году.
Умер Наседка, предположительно, около 1660 года. Обстоятельства и место его смерти неизвестны.
Примечания
- Personal Authority Wikibase of the Czech Republic
- Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998. С. 42
Литература
- Наседка, Иван Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXa. — С. 659—660.
- Наседка, Иван Васильевич // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1916. — Т. 28. — Стб. 46—47
- Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
- Соловьёв С. М. Русские исповедники просвещения в XVII веке // Чтения и рассказы по истории России. — М.: Правда, 1989. — С. 403—413. — 768 с.
- Шилов А. Наседка, Иван Васильевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 11: Нааке-Накенский — Николай Николаевич. — С. 105—110.
- Иоанн Васильевич Шевелев Наседка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3. XVII в. Часть 2. И-О. - М., 1993. - С. 63-65.