Нартов, Андрей Константинович
Андре́й Константи́нович На́ртов (28 марта [7 апреля] 1693, Москва — 16 [27] апреля 1756, Санкт-Петербург) — русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723—1756), изобретатель токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс[1]. Был владельцем усадьбы Жерновка.
Андрей Константинович Нартов | |
---|---|
| |
Дата рождения | 28 марта (7 апреля) 1693 |
Место рождения | Москва, Русское царство |
Дата смерти | 16 (27) апреля 1756 (63 года) |
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Страна | Русское царство, Российская империя |
Научная сфера | Механика, станкостроение. |
Место работы | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Андрей Константинович Нартов родился в Москве 28 марта (7 апреля) 1693 года. Точное происхождение его неизвестно. Предполагается, что он был из посадских людей.
При Петре I
С 1709 года работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук. В 1712 году Пётр I вызвал его в Петербург, где определил, как высококвалифицированного токаря, в собственную дворцовую «токарню». В это время Нартов разработал и построил ряд механизированных станков для копирования барельефов и произведений прикладного искусства. Около 1718 года царь послал Нартова в путешествие в Пруссию, Голландию, Францию и Англию для совершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и математике», а по возвращении из-за границы поручил ему заведовать своей токарней, которую тот вскоре расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы. Отношения Нартова с Петром Первым были очень близкими: токарня была рядом с царскими покоями и часто служила царю кабинетом.
В марте 1719 года Нартов написал из Лондона Петру письмо, где говорилось следующее:
«…Здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел; и чертежи махинам, которые ваше царское величество приказал здесь сделать, я мастерам казал и оные сделать по ним не могут»[2].
Нартов посетил также Париж, и президент Французской академии наук писал Петру о нём «в чрезвычайно лестных выражениях»[3].
Нартов разработал конструкцию и создал первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс (1717 год). Впоследствии это изобретение было забыто, и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колёс был заново изобретён около 1800 года британцем Генри Модсли.
Нартов занимался не только усовершенствованием станков и токарным делом, но и более широким кругом технических вопросов. В частности, Петр поручил Нартову «придумать механические способы, как бы легче и прямее колоть камень» для Кронштадтского канала, а также «каким образом отворять и запирать слюзные ворота на этом канале». В 1722 году Нартов построил станок для сверления фонтанных труб, прокладываемых в Петергофе (ныне Петродворец), а в 1723 году закончил изготовление еще двух станков. Еще с 1717 года Нартов начал заниматься подготовкой механиков и токарей. Среди его учеников выделялся способностями Степан Яковлев[4].
В 1723 году Нартову было поручено изготовление отдельных частей «Триумфального столпа» в честь победы России в Северной войне, начатого в 1721 году по проекту Б. К. Растрелли, изготовившего восковые модели рельефов.[5] В связи со смертью Петра I работа над Триумфальным столпом не была завершена, его наследники потеряли интерес к памятнику и он так и не был закончен. В настоящее время модель Триумфального столпа хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.[6]
В 1724 году Нартов представил Петру проект учреждения Академии художеств.
После Петра I
После смерти Петра I Нартов был отстранён от двора. В 1726 году он был именным указом направлен в Москву на московский монетный двор, который в то время находился в чрезвычайно запущенном состоянии и где отсутствовало элементарное оборудование. Нартову удалось наладить технику монетного дела. В 1733 году он также создал механизм для подъёма Царь-колокола.
В 1735 году Нартов был вызван из Москвы в Санкт-Петербург в Академию наук и художеств для заведования учениками в «Токарной и Инструментальной палатах». В 1742 году Нартов подал в Сенат жалобу на советника академии Шумахера, с которым у него происходили пререкания по денежному вопросу, а затем добился от императрицы назначения следствия над Шумахером, в результате чего на место Шумахера был определён сам Нартов. Результаты его деятельности в этой должности были неоднозначны: Нартов пытался улучшить финансовое положение академии, навести порядок в её делах, но общего языка с академиками он не нашёл и пробыл в этой должности только полтора года. По утверждению членов академии, он оказался «ничего, кроме токарного художества, не знающим», не знал никаких иностранных языков[7], был «самовластным» администратором: велел опечатать архив академической канцелярии, содержавший учёную переписку академиков, грубо обращался с академиками и, наконец, довёл дело до того, что Ломоносов и другие члены стали просить возвращения Шумахера, который вновь вступил в управление академией в 1744 году, а Нартов перешёл в Артиллерийское ведомство и сосредоточил свою деятельность «на пушечно-артиллерийском деле».
Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек, заделки раковин в канале орудия и др. Им был изобретён оригинальный оптический прицел — «…инструмент математический с перспективною зрительною трубкою, с прочими к тому принадлежностями и ватерпасом для скорого наведения из батареи или с грунта земли по показанному месту в цель горизонтально и по олевации»[8]. Значение изобретений Нартова было столь велико, что 2 мая 1746 года был издан указ о его награждении за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде. В 1754 году Нартов был произведен в генеральский чин статского советника.
Андрей Константинович Нартов скончался 16 (27) апреля 1756 года в Петербурге. После его смерти остались крупные долги, так как он вкладывал много личных средств в научно-технические опыты. Был похоронен в ограде церкви Благовещения на 8-й линии Васильевского острова. В настоящее время его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.
Наследие
Ему принадлежат: «Достопамятные повествования и речи Петра Великого» (в «Сыне Отечества» 1819 г. и в «Москвитянине» 1842 г.). В 1885 году были напечатаны в «Русском Архиве» «Рассказы и анекдоты о Петре Великом», из которых многие взяты у Нартова. По словам Н. Г. Устрялова, сообщения Нартова, вообще преувеличивавшего своё значение и роль, ценны в особенности передачей подлинных слов Петра. Л. Н. Майков, напечатавший «Рассказы Нартова о Петре Великом» в «Записках Имп. Академии Наук» (т. LXVII, и отдельно, СПб., 1891), даёт самый полный их сборник (162) и сопровождает исторической критикой, точно определяющей источники, которыми пользовался Нартов, и степень достоверности сообщений. Он делает догадку, что «Повествования» записаны не самим Андреем Константиновичем Нартовым, а его сыном, писателем Андреем Андреевичем Нартовым.
В 1755 году Нартов завершил работу над рукописью «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин» — своеобразной энциклопедией станкостроения, медальерного и токарного искусства 1-й половины XVIII в. Эта книга имеет огромное значение для истории науки и техники; Нартов хотел «объявить её в народ», то есть напечатать и сделать доступной всем токарям, механикам и конструкторам. Труд, над которым Нартов работал с 1737 года, содержал тщательное описание 34 оригинальных токарных, токарно-копировальных и токарно-винторезных станков. Нартов давал подробные чертежи станков, составлял пояснения, разрабатывал кинематические схемы, описывал применявшиеся инструменты и выполненные изделия.
Нартов разработал теоретическое введение, касающееся таких принципиальных вопросов, как необходимость сочетания теории и практики, необходимость предварительного построения моделей станков до их непосредственного изготовления «в натуре», учёт сил трения и т. п. «Театрум Махинарум» был закончен Нартовым незадолго до смерти. После смерти автора его сын собрал все листы рукописи, переплёл и приготовил её для поднесения Екатерине II. Рукопись была передана в придворную библиотеку, где затем пролежала в безвестности почти двести лет: в 1952 году она была обнаружена в Государственной публичной библиотеке имени М. И. Салтыкова-Щедрина и стала предметом научного изучения[9].
Три боковых токарно-копировальных станка, два медальерных и станок для нарезания зубчатых колёс, созданные в период с 1712 по 1729 год Францем Зингером, А. К. Нартовым и другими мастерами «Токарни», и находившиеся в придворной токарной мастерской Петра I, в наши дни (в XX и начале XXI века) экспонируются в Эрмитаже.
Семья
Нартов был дважды женат. От первого брака он имел сына Степана и дочерей Анну и Пелагею. Сын — Степан Андреевич — майор артиллерии, умер в 1778 году в городе Риге. От второго брака у А. К. Нартова было шестеро детей: сыновья Андрей и Яков, дочери Мария, Прасковья, Екатерина и Елизавета.
Место захоронения
Изначальное место захоронения Андрея Нартова спустя десятилетия после его смерти затерялось и было найдено в 1950 году во время раскопок возле закрытой в 1936 году Благовещенской церкви на Васильевском острове в Ленинграде. По сообщению ТАСС от 11 сентября была обнаружена плита из красного гранита с высеченной на ней надписью «Здесь погребено тело статского советника Андрея Константиновича Нартова... оказавшего отечеству многие важные услуги по различным государственным департаментам, родившегося в Москве в 1680 году, марта, 28 дня и скончавшегося в Петербурге в 1756 году, апреля, 8 дня»[10].
В том же году останки перезахоронили на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой М. В. Ломоносова[11].
Воплощение в кинематографе
- «Михайло Ломоносов» (1986). В роли Нартова — Сергей Плотников. В этом фильме допущена неточность: действие седьмой серии разворачивается в 1761 году, при этом в сюжете присутствует А. К. Нартов, на самом деле умерший в 1756 году.
- «Пётр Первый. Завещание» (2011). В роли Нартова — Ефим Каменецкий.
Примечания
- Загорский Ф. Н. Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — 282 с. — 2500 экз.
- Неподражаемая точность // rusplt.ru.
- Шкловский, 1953, с. 169.
- «Царёв токарь» Андрей Константинович Нартов // rusdarpa.ru.
- Гаврилова Е. И. Ломоносов и основание Академии художеств // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. — М.: Наука, 1973. — С. 69
- Русское искусство эпохи барокко. Конец XVII — первая половина XVIII века. Эрмитаж. — Каталог выставки. — Л.: Искусство, 1984. — С. 89—103. — № 91—102
- Нартов Андрей Константинович // Геннади Г. Н. Справочный словарь о русскихъ писателяхъ и ученыхъ. Т. 3. — М., 1908. — С. 12.
- Российские ученые и изобретения, которые потрясли мир. — Многоточка . mnogoto4ka.ru. Дата обращения: 26 января 2019.
- Шкловский, 1953, с. 170.
- Найдена могила выдающегося новатора русской техники А. К. Нартова // Советский Сахалин : газета. — 1950. — 13 сентября (№ 217). — С. 2.
- Нартов Андрей Константинович . ИСТОРИЯ.РФ. Дата обращения: 14 июня 2020.
Литература
- Нартов, Андрей Константинович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Андрей Константинович НАРТОВ (1693—1756)
- Нартов, Андрей Константинович // Биографический словарь деятелей естествознания и техники: В 2-х томах / Отв. ред. А. А. Зворыкин; Ред. колл.: Н. Н. Аничков, И. П. Бардин, А. А. Благонравов и др.; Институт истории естествознания и техники Академии наук СССР. — М.: Гос. науч. изд-во «Большая Советская Энциклопедия», 1959. — Т. 2 (М—Я); Дополнения и изменения. — С. 61. — 468 с. — 30 000 экз. (в пер.)
- Шкловский В. Б. О мастерах старинных / прим. С. Г. Нарбут. — М.: Советский писатель, 1953. — 174 с.
- Загорский Ф. Н. Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 282 с.
- Майков Л. Н. Рассказы Нартова о Петре Великом.
- Нартов А. К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого / Предисл. и коммент. Л. Н. Майкова // Записки Императорской Академии наук, 1891. – Т. 67. - Прил. № 6. - С. I- XX, 1-138.
- Пекарский П. История Императорской Академии наук в Петербурге. Т. 1, 2. СПб., 1870, 1873.
- Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. I.