Музей политической полиции России
Музей политической полиции России (Государственный музей политической истории России: Филиал «Гороховая-2») — музей Санкт-Петербурга. Расположен на углу Гороховой улицы и Адмиралтейского проспекта по адресу Гороховая улица, дом № 2.
Музей политической полиции России | |
---|---|
Дата основания | 1925 |
Местонахождение | |
Адрес | Санкт-Петербург, Гороховая улица, дом № 2 |
Сайт | Сайт музея |
Медиафайлы на Викискладе |
История
Особняк был построен в конце XVIII века архитектором Дж. Кваренги для барона Фитингофа, лейб-медика Екатерины II. После его смерти особняк был выкуплен городом. Перестроен: 1803 г., арх. Михайлов А. А. 1-й, 1876 г., арх. Андерсон К. К. Памятник архитектуры Федерального значения.
Государственное учреждение, охранка
С 1804 года в здании расположены «губернские присутственные места» (современный наследник — Администрация Санкт-Петербурга). В этом учреждении трудились будущие декабристы Кондратий Рылеев и Иван Пущин.
С конца 1877 года дом передан в ведение петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Для его служебной квартиры со стороны двора дом был надстроен пятым этажом. При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест были расположены:
- Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия (распространённый термин — охранка),
- В 1906-м году Охранное отделение переехало в бывшую квартиру А. С. Пушкина — Мойка, 12.
- Недалеко было расположено губернское жандармское управление.
- В 1898 году губернское жандармское управление было переведено на Миллионную улицу, 11;
24 января 1878 года в этом доме Вера Засулич стреляла в градоначальника Ф. Ф. Трепова, ранив его. В это же здание привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев А. К. Соловьёва (покушение 2 апреля 1879), Николая Рысакова, Николая Кибальчича (покушение 13 [1] марта 1881), а также других менее именитых государственных преступников.
В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова работал жандармский подполковник Георгий Судейкин.
ВЧК
С декабря 1917 по март 1918 года в этом доме располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Здесь работал Ф. Э. Дзержинский и часто бывал М. С. Урицкий, причём Ф. Э. Дзержинский работал в кабинете Трепова и Судейкина.
В 1925-1929 годах в здании работал первый ведомственный музей ВЧК-ОГПУ.
До окончания строительства «Большого дома» на Литейном проспекте в этом здании находились ленинградские подразделения ВЧК и ОГПУ.
Заключенные Петроградской ЧК на Гороховой
Музей
Первый ведомственный музей ВЧК-ОГПУ существовал в особняке ещё в 1925-1929 годах. Правом посещения того музея обладали все члены ВКП(б), он был открыт по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского.
Обращение Дзержинского к сотрудникам органов ОГПУ:
Дорогие товарищи!
История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.
В будущем историки обратятся к нашим архивам, но материалов, имеющихся в них, конечно, совершенно недостаточно, так как все они сводятся в громадном большинстве к показаниям лиц, привлекавшихся к ответственности, а потому зачастую весьма односторонне освещают как отдельные штрихи деятельности ВЧК-ОГПУ, так и события, относящиеся к истории революции. В то же время кадры старых чекистов всё больше распыляются, и они уносят с собой богатейший материал воспоминаний об отдельных моментах, не имеющих зачастую своего письменного отражения.
Поэтому мы, учитывая необходимость подбора материалов, которые полностью и со всех сторон осветили бы многогранную работу всех его органов, обращаемся ко всем старым чекистам с просьбой заняться составлением воспоминаний, охватывая в них не только работу органов ВЧК в разных её направлениях, но и политическую и экономическую, сопровождающую описываемые события, а также характеристики отдельных товарищей, принимавших активное участие в той или иной работе, как из числа чекистов, так и местных партийцев вообще.
При этом к экспонатам музея были выставлены повышенные требования по соблюдению государственной тайны.
Требования к документам, выставленные Дзержинским:
Но Дзержинский потребовал: «Все составленные таким образом материалы считаются совершенно секретными, пишутся от руки, на машинках не перепечатываются и в подлинниках (не оставляя у себя копии) направляются через фельдъегерский корпус лично в адрес заместителя председателя ОГПУ»
— 1925 год
Эти распоряжения во многом сказались на историографии советских органов госбезопасности. В результате такой политики, в ходе проведения репрессий и чисток, многие бесценные документы были уничтожены.
Позже в здании открылся Мемориальный кабинет-музей Дзержинского. В 1994 году он был преобразован в музей «Гороховая, 2» — филиал Музея политической истории России, посвящённый политической полиции России и органам госбезопасности. Экспозиция состоит из трёх залов: первый воссоздаёт обстановку кабинета начальника Санкт-Петербургского охранного отделения 19 — начала 20 веков, во втором представлены экспонаты, рассказывающие о деятельности дореволюционной политической полиции, третий посвящён деятельности ВЧК в первые годы советской власти.
На улице Гороховой ажиотаж:
Урицкий всю ЧК вооружает.
Всё потому, что в Питер
в свой гастрольный вояж
С Одессы-мамы урки приезжают.
Здание в искусстве
Это здание упомянуто в песне А. Я. Розенбаума: «Поездка из Одессы в Петроград» и в романе Айн Рэнд «Мы — живые».
Легенды
Во многих источниках упоминается, что 30 августа 1918 года в подъезде этого дома эсер Л. И. Каннегисер застрелил председателя Петроградской чрезвычайной комиссии М. С. Урицкого. Это не так, преступление произошло в здании Министерства иностранных дел рядом с Дворцовой площадью.
Описание убийства современником Романом Гулем:
В начале 11-го часа утра 30-го августа в Петербурге из квартиры на Сапёрном переулке вышел, одетый в кожаную куртку двадцатилетний красивый юноша «буржуазного происхождения», еврей по национальности. Молодой поэт Леонид Канегиссер сел на велосипед и поехал к площади Зимнего Дворца. Перед министерством иностранных дел, куда обычно приезжал Урицкий, Канегиссер остановился, слез с велосипеда и вошёл в тот подъезд полукруглого дворца, к которому всегда подъезжал Урицкий.
Министерство иностранных дел в предреволюционные годы располагалась по адресу Дворцовая площадь, дом № 6. Это здание, выходящее фасадом на Мойку.
См. также
- Список статей, названия которых начинаются с «Музей полиции»