Мровинский, Константин Иосифович

Константин Иосифович Мровинский (Иосипович, Осипович; 1828—1923) — русский военный инженер, генерал-майор, участник героической обороны Петропавловска-Камчатского (1854 год) во время Крымской войны.

Мровинский Константин Иосифович
Дата рождения 1828(1828)
Дата смерти 1923(1923)
Место смерти Петроград, РСФСР
Принадлежность  Российская империя
Род войск Инженерные войска
Звание Генерал-майор
Должность Начальник технической службы городской полиции при градоначальнике Санкт-Петербурга.
Сражения/войны Петропавловская оборона
Награды и премии 3 ст. с бантом 2 ст. с короной
В отставке с 1881 года

Биография

Поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. После окончания в 1848 году трёхгодичных кондукторских классов (отделения) в числе лучших выпускников оставлен в училище для продолжения обучения в офицерских классах. В 1850 году выпущен поручиком в полевые инженеры.

Петропавловская оборона

Состоял при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н. Н. Муравьёве в звании инженер-поручика, по приказу которого был направлен в распоряжение камчатского губернатора генерал-майора флота В. С. Завойко для обустройства батарей Петропавловского порта. 19 июня 1854 года транспорт «Двина» отправился из залива Де-Кастри, имея на борту десант в 350 солдат Сибирского линейного батальона под началом капитана 1 ранга А. П. Арбузова, две двухпудовые мортиры и 14 36-фунтовых пушек. 24 июля (5 августа) 1854 года «Двина» прибыла в Петропавловский порт.

После изучения местности Мровинский изложил в письменном рапорте на имя Завойко, какие нужно провести работы по устранению недостатков и усилению имеющихся фортификационных сооружений, а также в каких местах необходимо построить новые батареи. Решением губернатора он был оставлен для руководства строительными работами по оборудованию и перестройке батарей. Единственный квалифицированный военный инженер на Камчатке, всего за месяц он многое сделал в сооружении укреплений Петропавловска, что позволило успешно отразить нападение вражеской эскадры и высаженного десанта. В донесении от 14 ноября того же года он писал: «Быв командирован в Петропавловский порт для заведывания инженерными работами… По прибытии на место я немедленно приступил к обозрению местности, выбору пунктов для батарей и разбивке оных. К 10-му августа батареи, числом шесть, были выстроены и вооружены»[1].

«Число людей, которые могли быть употреблены на разные работы, простиралось всего до 500 человек. За исключением из этого числа людей, высылавшихся на портовые работы и необходимых для домашнего расхода, только около 300 чел. выходило на работы по устройству батарей. Из них отделялась часть для рубки хвороста на фашины, за 10 вёрст от города, — ближе годного хвороста не было; часть — на заготовку тачек, лопат, топоров, на пилку плах для платформ и проч. Затем, для земляной работы оставалось около 200 человек ежедневно. Итак, с этими довольно скудными средствами я приступил к усилению по возможности обороны…»

К. И. Мровинский «Укрепления Петропавловского порта в 1854 г. против англо-французской эскадры»
Карта атаки англо-французской эскадры

После появления близ Авачинской бухты объединённой англо-французской эскадры 22 августа 1854 года Мровинский был назначен В. С. Завойко «для передачи приказаний моих во время боя». В бою 24 августа получил тяжёлое ранение в бедро навылет. Несмотря на заслуги Мровинского, Завойко в своём рапорте от 7 сентября 1854 года[2] ограничился беглым упоминанием, что тот при нём «состоял». К награде молодой инженер представлен не был, но Николай I, узнав, как высоко оборонительные сооружения Петропавловска были оценены неприятелем, распорядился досрочно присвоить Мровинскому звание инженер-капитана.

В 1862 году инженер-подполковник, заведующий работами по Второму сухопутному госпиталю и Императорской медико-хирургической академии. На 1869 год состоял при Главном инженерном управлении в звании инженер-полковника.

Покушение на Александра II

Генерал-майор с 30 августа 1879 года. Будучи начальником технической службы городской полиции при градоначальнике Санкт-Петербурга 28 февраля 1881 года, участвовал в осмотре сырной лавки Кобозева на предмет обнаружения подготовки покушения на императора Александра II. Мровинский заметил деревянную обшивку, за которой помещалась вынутая из подкопа земля; на полу лавки отчётливы были пятна сырости от свежевырытого грунта[3]. Несмотря на явные признаки земляных работ, указывающих на подкоп из помещения, он удовлетворился объяснениями Кобозева-Богдановича, ограничившись формальным осмотром помещения.

По осмотру судебным следователем при участии экспертов: генерал-майора Фёдорова, военного инженера штабс-капитана Родивановского, командира гальванической роты полковника Лисовского и офицеров той же роты: штабс-капитана Линденера и поручика Тишкова как внутренности лавки и смежных к ней помещении, так и самого подкопа, исследованного с помощью поименованных экспертов и нижних чинов гальванической роты, оказалось в общих и наиболее существенных чертах нижеследующее: в самой лавке на прилавке разложены сыры и оставлены разные записки, не имеющие значения по своему содержанию; в стоящих здесь же бочке и кадке, под соломою и за деревянною обшивкою нижней части, задней и боковых стен, сложена земля. В смежном жилье такая же земля найдена под сиденьем дивана и рядом, в подвальных помещениях, девять деревянных ящиков, наполненных землёю, и шесть мокрых мешков, в которых, по-видимому, носили землю. В разных местах разбросаны землекопные и минные инструменты, как то: бурав с его принадлежностями, ручной фонарик с лампочкой и прочее. В жилье стена, под первым от входа окном, пробита и в ней открывается отверстие, ведущее в подземную галерею, обложенную внутри досками и простирающуюся на две с лишком сажени до средины улицы. В отверстии оказалась склянка с жидкостью (двухромокислым калием) для заряжения гальванической батареи системы Грене, 4 элемента которой найдены тут же в корзине. От батареи шли по мине проводы, оканчивавшиеся зарядом. По заключению генерал-майора Фёдорова, заряд этот состоял из системы чёрного динамита, количеством около двух пудов, капсюля с гремучей ртутью и шашки пироксилина, пропитанного нитроглицерином. Такая система вполне обеспечивала взрыв, от которого должна была образоваться среди улицы воронка до двух с половиной сажен в диаметре, а в соседних домах были бы вышиблены оконные рамы и могли бы обвалиться печи и потолки. Что же касается до земли, найденной в лавке Кобозева, то, по заключению полковника Лисовского, количество её соответствует объёму земли, вынутой из галереи.

1 (13) марта 1881 года Александр II погиб при террористическом акте, осуществлённом несколькими членами организации «Народная воля» в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала с помощью самодельных метательных снарядов.

25–29 ноября 1881 г. в Петербургской судебной палате при закрытых дверях состоялся суд над Мровинским и его помощниками — полицейским приставом П. П. Теглевым и начальником канцелярии градоначальства В. В. Фурсовым. Обвинял «за бездействие власти» прокурор Н. В. Муравьёв, незадолго до этого отправивший на виселицу первомартовцев. Защищали: Мровинского – В. Д. Спасович, Теглева – В. Н. Герард, Фурсова – А. Я. Пассовер. Обвиняемым инкриминировался тот факт, что во время технического осмотра 28 февраля 1881 г. сырной лавки Кобозевых они не обнаружили в ней народовольческого подкопа под Малую Садовую улицу с целью цареубийства.

Адвокаты построили всю защиту на доказательстве непреложного тезиса: Мровинский и его помощники действовали законно, в их компетенцию входил осмотр, причём только технический, а не обыск. Судебная палата признала всех подсудимых виновными, но кассационный департамент Правительствующего сената отменил обвинительный приговор по отношению к Теглеву. По приговору суда Мровинский был разжалован и сослан в Архангельскую губернию. По ходатайству дочери Евгении он был частично помилован и вернулся в Санкт-Петербург, где жил у сына Александра. Умер в глубокой старости.

Семья

Жена Александра Алексеевна Мровинская (Масалина, Массалин), из семьи богатого финского фабриканта, торговавшего лесоматериалами. После развода с Мровинским в 1872 году вышла замуж за полковника М. А. Домонтовича. В этом браке родилась Александра Михайловна Домонтович (Коллонтай), притом он был заключён перед самым её рождением.[4].

Дети
  • Александр Константинович Мровинский (1859—1918) — выпускник Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции, окружной юрисконсульт военно-окружного совета Петроградского военного округа, тайный советник[5], жена Елизавета Николаевна (1871—1958) происходила из дворянского рода Филковых, их сын Евгений Александрович Мравинский — выдающийся советский дирижёр, Герой Социалистического Труда.
  • Аглаида (Адель) Константиновна Каменева (Домонтович) (1863—1942)  — в первом браке замужем за действительным тайным советником К. И. Домонтовичем, вышла замуж второй раз за офицера Конного лейб-гвардии полка, флигель-адъютанта Николая Михайловича Каменева. Скончалась в блокадном Ленинграде.
  • Евгения Константиновна Корибут-Дашкевич (1864—1914) — оперная певица (сценический псевдоним Евгения Мравина), солистка Мариинского театра (1886—1900 гг.).

Награды

  • Св. Анны 3 ст. с бантом (1854)
  • Св. Станислава 2 ст. (1860) с короной (1864)

Литература

  • Полевой Б. П. Герой обороны Петропавловска Константин Мровинский // Дальний Восток. - 1980. - № 1. - С. 126-134.
  • Сергеев М. А. Оборона Петропавловска-на-Камчатке. - Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1954.
  • Защитники Отечества : героическая оборона Петропавловска-Камчатского в 1854 году : [посвящается 250-летию города] : сб. офиц. док., воспом., статей и писем / [составитель, авт. предисл., заключ., коммент. Б. П. Полевой]. — 2-е изд., доп. — Петропавловск-Камчатский : Дальиздат, Камч. отделение, 1989. — 272 с. : ил. — Примеч.: с. 252–262. — (Дальневост. ист. библиотека). — 1-е изд. вышло в 1979 г. под назв. "Героическая оборона Петропавловска-Камчатского в 1854 году".

Ссылки

Примечания

  1. Витер И. В., Верещага Е. М. Петропавловск-Камчатский – Город воинской славы
  2. Рапорт Камчатского военного губернатора и командира Петропавловского порта генерал-майора В. С. Завойко генерал-адмиралу русского флота в. кн. Константину Николаевичу о нападении англо-французской эскадры на Петропавловск-Камчатский и разгроме неприятельского десанта
  3. Катков М. Н. По поводу осмотра лавки на Малой Садовой // Московские ведомости. 1881, 7,17 марта. № 66, 76.
  4. Чтобы развестись с Мровинским, Александре пришлось доказывать, что он «прелюбодействовал». Такого рода слухи о Константине Иосифовиче действительно ходили, так что соответствующая претензия была небеспочвенной.
  5. Пашенный Н. Л. Список бывшим воспитанникам Императорского Училища Правоведения, окончивших в оном курс наук в 1840–1917 гг. // Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты. — Мадрид: Издание Комитета Правоведской Кассы, 1967. — 457 с.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.