Модель Кюблер-Росс
Модель Кюблер-Росс (пять этапов принятия смертельной болезни пациентом; пять стадий горя; пять стадий принятия смерти) — описание эмоционального состояния неизлечимо больных людей или людей, потерявших своих близких.
Модель предложена психологом Элизабет Кюблер-Росс в 1969 году[1][2].
История
В 1965 году студентам Чикагской теологической семинарии было дано задание написать курсовые работы на тему «Кризис в человеческой жизни» и четверо из них решили, что им наиболее интересен последний кризис в жизни — умирание[1]. Эти студенты обратились к Элизабет Кюблер-Росс, работавшей в Медицинской школе им. Прицкера Чикагского университета, с просьбой организовать им несколько встреч с умирающими людьми, которые лежат в этой больнице, чтобы узнать, что они чувствуют, попытаться понять их нужды и по возможности их удовлетворить[1]. Предполагалось, что беседу будет вести Кюблер-Росс, а студенты-богословы будут стоять вокруг койки, наблюдая за происходящим[1].
Несмотря на возникшие трудности в виде противодействия персонала больницы, Кюблер-Росс организовала такой междисциплинарный семинар[1]. Раз в неделю она со студентами-богословами стала встречаться с безнадёжными больными, записывая беседы на магнитофон, а потом вместе со студентами их анализировать[1]. Постепенно семинар вырос до полусотни участников, и беседы с умирающими стали проводить уже не в палате, а в специальной комнате с зеркалом Гезелла, где большинство участников семинара находилось в соседней комнате и не были видны умирающему, с которым разговаривали Кюблер-Росс и иногда священник[1]. К 1967 году эти занятия стали признанным курсом для медицинских институтов и богословских семинарий[1]. Кроме наблюдения за умирающими, в учебный курс вошли также лекции, посвящённые теории смерти, философским, морально-этическим и религиозным сторонам этой проблемы, которые поочередно читали Э. Кюблер-Росс и больничный священник[1]. Этот курс, по словам Кюблер-Росс, проходили практикующие врачи, медсёстры и санитары, сиделки и работники социальных служб, христианские священники и раввины, терапевты и психологи[1].
В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании» (англ. On Death & Dying), в которой обобщила свой опыт и выделила пять этапов восприятия смерти во время развития смертельных болезней[1].
Этапы восприятия смерти
Первый этап — «Отрицание и изоляция» (англ. Denial and isolation). Обычно шок и отрицание возникают у пациентов, которым сообщили смертельный диагноз в самом начале развития болезни, или у тех, кто догадался об этом сам. Слишком сильный шок присутствует у пациентов, которым эту новость преждевременно и неожиданно сообщил человек, плохо знающий больного, либо не подготовленный. Отрицание и шок присуще почти всем пациентам и не только на первых стадиях болезни. Шок, по мнению Кюблер-Росс, выступает некой формой защиты, он смягчает неожиданное потрясение и позволяет пациенту собраться с мыслями, а позже пользоваться другими, менее радикальными формами защиты. После шока наступает стадия отрицания, которая позже трансформируется в стадию частичного отрицания.
Второй этап — «Гнев» («Злость», «Ярость») (англ. Anger). Когда пациент не в силах отрицать очевидное, его переполняют ярость, раздражение, зависть и негодование. Он задает вопрос: «Почему именно я?» В этом случае семье пациента и сотрудникам больницы очень трудно общаться с пациентом. Пациент неожиданно выплескивает свое возмущение на окружающих. Он ругает врачей за то, что те слишком долго держат его в больнице, медсестёр за то, что те либо слишком назойливы, либо равнодушны, а посещение родных вызывает у больного только раздражение и злость, что приводит родственников в состояние скорби.
Третий этап — «Торговля» («Торг») (англ. Bargaining). Этот этап довольно непродолжительный. Пациент пытается «договориться» с болезнью. Он знает, что хорошее поведение вознаграждается. Сначала желания пациента заключаются в продлении жизни, а позже сменяются надеждой на хотя бы несколько дней без болей и неудобств или надеждой на исполнение заветного желания. По существу, сделка представляет собой попытку отсрочить неизбежное. Она не только определяет награду «за примерное поведение», но и устанавливает некую «окончательную черту». Если мечта исполнится, пациент обещает ни о чём больше не просить. При этом обычно никто своих слов не держит.
Четвёртый этап — «Депрессия» (англ. Depression). Оцепенение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери. Наступает депрессия. Кюблер-Росс выделяет два вида депрессии: реактивную и «подготовительную скорбь». Реактивную депрессию часто сопровождает чувство вины за то, что человек изменился из-за болезни, то есть сожаление о прошлом. Человек в таком состоянии не может взглянуть в лицо собственной болезни и угрозе смерти, но при этом склонен к многословному общению, так как хочет поделиться своими тревогами. Стадия депрессии, которую Кюблер-Росс назвала «подготовительная скорбь», характерна тем, что она вызвана неминуемыми потерями в будущем, то есть пациент осознает неизбежность конца. И на этой стадии обычно человек в основном молчит.
Пятый этап — «Смирение» («Принятие») (англ. Acceptance). К этому этапу больной уже выплеснул все прежние чувства. Теперь он начинает размышлять о грядущей смерти, но испытывая при этом спокойствие. Часто больной чувствует усталость и слабость. Пациент много спит. Это значит, что сопротивление ослабевает, но это не конец борьбы. Смирение почти лишено чувств: круг интересов сужается, больной больше времени проводит в одиночестве. Наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». В конце этапа начинается постепенное отрешение (декатексис) и общение перестаёт быть двусторонним.
Согласно Кюблер-Росс, смертельно больной человек почти никогда не теряет надежды. Сами этапы, хотя и появляются последовательно, но не всегда сменяют друг друга сразу. См. схему:
Критика
Критика модели основывается на недостатке эмпирических исследований и данных, которые бы подтверждали стадии, описанные Кюблер-Росс. Также модель Кюблер-Росс — продукт определённой культуры и определённого времени, поэтому может быть неприменима к людям других культур. Эта точка зрения были высказаны профессором Робертом Дж. Кастенбаумом, экспертом в области геронтологии, старения и смерти. Кастенбаум говорил о следующих моментах[3]:
- Не было продемонстрировано существование стадий;
- Последовательный переход от первой стадии к последней не был доказан;
- Не были признаны ограничения метода;
- Граница между описанием и предписанием размыта;
- Не принимаются во внимание особенности среды, в которой находились пациенты.
В 2003 году Пол Мациевский из Йельского университета провёл исследование, в результате которого были получены как данные, согласующиеся с моделью Кюблер-Росс, так и данные, с ней не согласующиеся[4].
В российской психологии темой переживания горя занимался Ф. Е. Василюк, описавший пять фаз переживания горя[5].
Примечания
- Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — М.: София, 2001.
- Sarah M. Broom. Milestones (англ.) // Time : magazine. — 2004-08-30. — ISSN 0040-781X.
- Robert Kastenbaum, Christopher M. Moreman. Photo Credits // Death, Society, and Human Experience. — Twelfth Edition. | New York : Routledge, 2018. | Revised edition of Death, society, and human experience, c2012.: Routledge, 2018-03-29. — С. 539—539. — ISBN 9781315232058.
- Paul K. Maciejewski, Baohui Zhang, Susan D. Block, Holly G. Prigerson. An Empirical Examination of the Stage Theory of Grief (англ.) // JAMA. — 2007-02-21. — Vol. 297, iss. 7. — P. 716. — ISSN 0098-7484. — doi:10.1001/jama.297.7.716.
- Василюк Ф. Е. Пережить горе. — О человеческом в человеке: сборник / ред. И.Т. Фролов. — М.: Политиздат, 1991.
Литература
- Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — М.: София, 2001
- Гаврилов И.Б., Джарман О.А. Византийское восприятие умирания со Христом в монашеском подвиге и психологические этапы принятия смерти по Э. Кюблер-Росс. Вопросы теологии. 2019. Т.1 № 1. С. 23-40