Лоа
Лоа — в религии вуду невидимые духи, осуществляющие посредничество между богом и человеком; являются аналогом христианских святых[1]. Наделены огромной силой и почти неограниченными возможностями. Лоа играют важную роль в ритуалах вуду и часто связаны с таким понятием, как одержимость.
Образ лоа, скорее всего, происходит из анимистических религий Западной Африки, где их название означает «духовные наставники». В Америке представления ввозимых из Африки рабов о лоа претерпели синкретическое влияние других религий (главным образом католицизма), поэтому впоследствии им часто поклонялись в виде Иисуса, Марии и католических святых. Каждый лоа имеет свой спектр деятельности и атрибуты, свой знак, имя и предназначение. Согласно представлениям приверженцев религии, лоа неисчислимы, как песок на морском берегу.
Последователи вуду преподносят лоа кровавые жертвоприношения в виде убийства животных, а также фрукты, овощи, деньги, ром и сигары. Считается, что лоа принимает только дух животного в жертву, а тело, лишённое духа, как правило, последователи вуду съедают во время праздничного ритуала.
Во время ритуала призывов лоа первым всегда призывают Папу Легбу. Он является посредником между всеми лоа и людьми, охраняя ворота небесной сферы Ле Гвинеи, которая является домом для всех лоа. Затем через песни и звуки барабанов призывают других лоа, однако есть и те, чьи имена не называют. Наиболее известным гостем, чьё имя не называют, является Барон Суббота. Барон Суббота и Мама Бриджит — мать и отец, которые преобразовывают души мёртвых в переходных существ, находящихся между жизнью и окончательной смертью[2].
Каждому ритуалу предшествует рисунок мелом на земле — символ культа лоа, известный как веве, который представляет собой основные характеристики лоа и сферу его деятельности, являясь отражением источника духовной силы[1].
Лоа в популярной культуре
- В трилогии Уильяма Гибсона о киберпространстве под именем лоа выступают несколько искусственных интеллектов, «живущих» в сети.
- В цикле книг «Анклавы» российского писателя Вадима Панова, написанных в жанре киберпанка, адепты культа являются одними из центральных персонажей серии[3].
- Папа Легба, Эрзули, Геде и другие лоа вместе с адептами культа вуду описаны в романе Андрея Гусева «Наш жёсткий секс в Малинди»[4][5][6].
- В песне Хелависы "Шей" из альбома "Люцефераза" возникает образ слепого лоа, преследующего лирическую героиню.
Примечания
- Anthony B. Pinn. "The African American Religious Experience in America" Greenwood Press, 2005.
- "The Ancestral Lwa - Baron, Maman Brigitte, And The Lwa Ghede" Архивная копия от 3 декабря 2018 на Wayback Machine, Meta Religion.
- Вадим Панов «Костры на алтарях» — М., 2008 г. ISBN 978-5-699-25283-1
- Андрей Гусев «Наш жёсткий секс в Малинди» Архивная копия от 9 июня 2020 на Wayback Machine — in Lady’s Club, 2020 г. (рус.)
- Андрей Гусев “Our Wild Sex in Malindi” Архивная копия от 9 октября 2020 на Wayback Machine, 2020 г. (рус.)
- Рецензия на роман "Our Wild Sex in Malindi" Архивная копия от 4 августа 2020 на Wayback Machine — на сайте общественного фонда «Союз литераторов Москвы», 2020 г.