Лис, Эрнест Абрамович

Эрнест Абрамович Лис (англ. Ernest A. Liess, 2 августа 1934, Ленинград[1] — 14 августа 2003, Янтарный, Калининградская область[2]) — советский и российский ювелир.

Эрнест Абрамович Лис

Фотография из каталога выставки Эрнеста Лиса в Японии, в апреле 1991 года
Дата рождения 2 августа 1934(1934-08-02)
Место рождения
Дата смерти 14 августа 2003(2003-08-14) (69 лет)
Место смерти
Страна
 Медиафайлы на Викискладе

Заслуженный художник Российской Федерации[1][3][4]. C 1952 года сотрудник, с 1992 по 2003 год — главный художник Калининградского янтарного комбината. Член Союза художников СССР[5][6] и России, член Союза художников Калининградской области с 1968 года.

Автор более тысячи художественных работ[1]. Ведущий калининградский ювелир[7] — один из основателей советской школы художественной обработки янтаря[8].

Биография

Родился в 1934 году в Ленинграде, став вторым ребёнком в семье Абрама Морицевича Лиса и Беллы Иосифовны Гутман. Старшая сестра, Инда (в замужестве Песоцкая), родилась 4 июля 1929 года, также в Ленинграде. Эрнест рано потерял родителей — мать умерла уже в 1936 году, а через два года был арестован и затем расстрелян по 58-й статье отец[9][10]. Отрочество провёл в детдоме. В 24-е художественно-ремесленное училище[5] смог поступить, скрыв от педагогов свою близорукость[11].

По окончании Ленинградского художественно-ремесленного училища по специальности «Художественная обработка янтаря»[8] в возрасте 18 лет приехал в Калининградскую область по распределению вместе с группой из 17 выпускников[9]. Опыт работы у группы с камнем имелся: выпускники участвовали в создании огромной карты СССР из драгоценных камней и самоцветов, добываемых на территории страны для Государственного Эрмитажа. О создании этой карты был снят фильм[9].

Большую часть жизни отдал художественной резьбе по камню[12]. Много читал, собрал библиотеку из нескольких тысяч изданий[1][11]. Свою профессиональную деятельность начал в посёлке Приморье, где в начале 1950-х годов располагался янтарный завод треста «Русские самоцветы»[13]. С июля 1952 года стал работать на Янтарном комбинате[1][5] в посёлке Янтарный. Овладел техникой работы по янтарю вместе с такими художниками Янтарного комбината, как А. Квашнин, Р. Бениславский, В. Митянин, А. Попов, А. Ярошенко[14]. Эрнест Лис вспоминает о первых годах работы на янтарном заводе в посёлке Приморье[13]:

Броши — массовая продукция комбината 1950—1960 гг.[15]

Это было небольшое предприятие, на котором трудилось 120 человек. Сырьё завод получал от янтарного комбината, который в то время находился в системе МВД СССР. Там я проработал два года. Сначала делал вставки для ювелирных изделий. Ассортимент продукции был небольшой: бусы, браслеты, мундштуки, броши.

После длительного перерыва в работе с янтарём, отслужив в армии, в декабре 1956 года вернулся в Янтарный и сразу обратился к директору Янтарного комбината К. Н. Ризаеву с просьбой определить в только что созданную группу мастеров, делавших вазы, шкатулки и другие единичные вещи. Юношу приняли на должность камнереза 6-го разряда[13]. Это была экспериментальная мастерская, в которой работали мастера-ювелиры и камнерезы М. И. Белов, Борис Дмитриевич Громов, Ю. М. Толокнов. 4 декабря 1959 года на должность главного художника комбината был назначен Альфред Эдуардович Меос, который переменил отношение к янтарю на производстве от прикладного к творческому. В частности, на комбинате перестали считать браком колоритные янтари с инклюзиями (включениями), стали проявлять некоторое внимание к мелким янтарям[16]. Так творческая группа комбината из ремесла превратила обработку янтаря в искусство[6]. Вокруг Меоса образовалась группа энтузиастов: А. А. Попов, Роланд Адамович Бениславский, позже присоединился А. Е. Ярошенко. В этой группе Э. Лис и В. М. Митянин стали расти как художники. Появились их первые самостоятельные работы. Друзья стали проводить совместные выставки[17].

«Рождение Венеры».
Начало 2000-х. Янтарь.

Задачи, которые ставил мастер, выражаются в его творческом кредо[8]:

Вывести янтарь из категории поделочного сырья для сувениров на уровень самостоятельного элемента ювелирного изделия, применить к янтарю истинно русскую линию ювелирного искусства, в которой металл и камень всегда соединялись в гармоничное целое.

Ежегодно художественный совет комбината утверждал около 25 новых образцов ювелирных изделий, разработанных мастером-камнерезом. Э. А. Лис избран председателем совета трудового коллектива[18]. В прессе и на работе его называли «Чемпион мира по янтарю»[18][19], «Инклюз» (по названию сохраняющихся в янтаре останков живых организмов)[11], «Честь, совесть и ум комбината»[9].

Эрнеста Лиса считали жизнелюбивым, энергичным, остроумным «ухмыляющимся в усы» человеком, устремлённым в будущее и «вечно желающим всё знать»[2].

Семья

Отец: Абрам Морицевич Лис (1895, Лодзь — 1938, Кокчетав), редактор Изогиза в Ленинграде. Арестован в 1938 году Кокчетавским РО НКВД. 10 июля 1938 был приговорен к расстрелу по обвинению (статьи 58-6, 58-10, 58-11 УК РСФСР) и реабилитирован 22 июня 1960 года Военным трибуналом ТуркВО за отсутствием события преступления[9][10].

Мать: Белла Иосифовна Гутман (1904, Могилёв — 1936[9]), учитель географии средней школы.

Супруга: Анна Ивановна Лис (дев. Шуппо), родилась 25 апреля 1939 года, с начала 1960-х до конца 1990-х годов работник Янтарного комбината[20]. В браке родилась дочь Галина.

Творчество: «идти от камня»

Скульптура «Охотница».
1983 г. Янтарь.

На вопрос, почему привлёк именно янтарь, Эрнест Лис рассказывал, что «поэтический самоцвет» — застывшая смола хвойных деревьев — его «заворожил» ещё в Ленинградском художественно-ремесленном училище[21].

По словам старшего научного сотрудника Калининградского музея янтаря Зои Костяшовой, Лис первым на комбинате попробовал «резать» янтарь. Им были созданы камеи (камнерезные изделия в технике выпуклой резьбы), фигурки животных, украшенные резьбой миниатюрные янтарные шкатулки[7]. Одна из любимых тем Лиса — архары[22]. Он работал над созданием многокомплектных гарнитуров, в состав которых входили кулоны, колье, броши, кольца, серьги[13], а также над сувенирной продукцией: изображениями сказочных персонажей, романтическими и историческими композициями (например, комплект «Русь»)[6]. Янтарные шахматы с резными фигурами и мозаичной шахматной доской в серебряной раме работы Э. Лиса переданы в дар чемпионам мира по шахматам Михаилу Ботвиннику и Михаилу Талю[13]. Нередко мастер соединял янтарь с золотом, серебром и мельхиором[23]. К 50-летнему юбилею художник создал более 400 образцов изделий для тиражирования[17].

Эрнест Лис признан ведущим ювелиром оригинального калининградской школы. Для этого направления характерна богатая цветовая гамма, разнообразие форм и своеобразный рисунок янтаря, которые становятся определящими для конструирования оправы. Ещё одной особенностью работ художника является активное использование в сочетании с янтарём самых разнообразных материалов: самоцветов, жемчуга[7].

Украшение «Козерог».
1990-е. Серебро 925 пробы с янтарём.

В 1980-е годы Лис рассказывал об эволюции техники работы с янтарём[24]:

Стараемся выявить натуральную красоту и форму самоцвета, иначе говоря, поменьше обрабатывать… Сейчас мы начали сочетать самоцвет с металлом. Янтарь хорошо дружит с латунью, серебром и золотом. Правда, чтобы «подтянуться» до золота, он проходит специальное прокаливание.

Гарнитур «Зыбь».
Украшения из серебра 925 пробы с янтарём. 1995 год.

На Янтарном комбинате в должности главного художника Э. Лис осуществлял художественную политику: совместно с коллегами разрабатывал и внедрял в производство новые художественные и экономически выгодные образцы, расширял ассортимент, следил за повышением эстетического вида изделий, организовал художественные советы, привлекая сотрудников Калининградской художественной галереи. Отдел главного художника в 2001 году состоял из шести художников и 25 модельеров. Э. А. Лис принимал участие в оптовых ярмарках не только в России, но и за рубежом[8][17]. Организатор международной конкурсной янтарной выставки ювелиров и камнерезов Калининградской области, Латвии и Литвы[1]. Это позволило в сложный период сохранить творческую группу на комбинате[9].

Вместе с выпускником Лиепайского училища, членом художественного совета, ведущим мастером[25] Роландом Бениславским и ведущим художником Борисом Громовым, Э. Лис выступил инициатором создания цеха малосерийной продукции и уникальных изделий на Янтарном комбинате. В результате в 1967 году при отделе главного художника приказом директора была организована группа работников по выпуску новых видов изделий малыми сериями, которая стала структурным подразделением на правах цеха, участка, подчинённого главному художнику[26].

Главному художнику приходилось решать противоречивые творческие задачи, заставлявшие отказываться от воплощённых только на бумаге красивых проектов. От украшения требовалась не только творческая составляющая, но и технологическая исполнимость и воспроизводимость, поэтому, по словам самого Лиса, «художнику легче сделать 20 творческих работ, чем одну тиражную»[27].

Лис организовывал и персональные выставки, в том числе в городе Ольштыне[28]. Его работы из янтаря экспонируются в музеях Польши, Германии, Японии и других стран. Отдельные работы приобрели такие музеи, как Лувр в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге[9][1]. Работы также хранятся в Калининградской художественной галерее, Калининградском музее янтаря[29]. Например, в Музее янтаря хранится кулон «Морской дар» и гарнитур (серьги и ожерелье) «Млада», сделанные совместно с Василием Митяниным[30]. Некоторые скульптурные работы Э. Лиса (например, «Хищник») ленинградский коллекционер и ювелир Игорь Бондаренко передал в дар Советскому фонду культуры[31].

Ювелиры Калининградской области и янтарного комбината Геннадий Лосец, Людмила Сахарова, Надежда Жутикова считают себя учениками Эрнеста Лиса[32]. В свою очередь мастер считал себя учеником Альфреда Эдуардовича Меоса — первого главного художника Янтарного комбината. Из воспоминаний[33]:

Меос внёс свежую струю в наш коллектив. Это был высокообразованный человек. Он окончил Таллиннский художественный институт[25] и обладал обширными знаниями в области камнерезного искусства. С собой он принёс богатые традиции обработки янтаря в Прибалтике.

Ваза «Изобилие». 1954 г. Авторы: О. Аврамченко, А. Максимов, Э. Лис и др. художники Калининградского янтарного комбината. Янтарь, дерево. Высота — 105 см. Фото А. В. Баранова. Из коллекции Калининградского областного музея янтаря

Коллективные работы

В составе коллектива художников комбината Э. А. Лис работал над огромной вазой «Изобилие», выполненной в помпезном стиле. Она была изготовлена по специальному заказу в честь 100-летия Владимира Ильича Ленина[6] и в 1954 году демонстрировалась в павильоне Калининградской области на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Сконструирована из натурального и прессованного янтаря[34]. Ваза богато декорирована гирляндами в виде ягод и фруктов из окрашенного янтаря[7].

Модель атомного ледокола «Ленин».
1960 г. Авторы: В. Митянин, А. Квашнин, Э. Лис и др. художники Калининградского янтарного комбината. Янтарь, дерево, бархат. Размеры: 42 х 77 х 30 см. Фото А. В. Баранова. Из коллекции Калининградского областного музея янтаря

Творческая группа ведущих художников комбината (А. Меос, М. Белов, Г. Горшков, Б. Громов, А. Квашнин, Э. Лис и М. Митянин) приняла участие в создании янтарного макета атомного ледокола «Ленин»; работа над макетом продолжалась за двадцать дней. В композиции, целиком составленной из натурального янтаря, использована техника конструирования, резьба, мозаика. Льды, которые бороздит атомоход, изготовлены из бело-прозрачных с голубым отливом кусочков вскрышного янтаря, похожих на застывшую морскую воду[35]. В 1960 году макет ледокола передали в дар от советского народа президенту США Дуайту Эйзенхауэру (точная копия хранится в Калининградском музее янтаря)[13]. Экспонат находится в Музее и библиотеке имени Дуайта Эйзенхауэра в городе Абилине (штат Канзас)[36].

Медаль на массивной цепи с металлическими оправами (кастами), в которые вставлялись кусочки янтаря, была изготовлена для инаугурации губернатора Калининградской области В. Егорова коллективом Янтарного комбината под руководством Эрнеста Лиса. Над изготовлением памятного знака трудились: калининградский художник-график Фёдоров, ювелиры-камнерезы комбината — Дмитрий Ерофеев, Надежда Папочкина и Татьяна Лаврущенко. Над цепью также работали ювелиры: Станислав Косенков, Татьяна Софина, Анна Титова, Валентина Стреха и Ирина Кузнецова[37].

Творческий союз с Василием Митяниным

Среди работ художников-янтаристов Союза Художников СССР Эрнеста Абрамовича Лиса и Василия Михайловича Митянина (родился в 1928 году, на комбинате с 1956 года, творческое содружество с 1960 годов[5]) — оригинальные произведения из металла и янтаря, сочетание янтаря с другими самоцветами, например, малахита, перламутра, бирюзой (в гарнитуре «Южная ночь» в виде сверкающих звёзд[13]). Лис и Митянин впервые применили в работе с янтарём новаторскую технику контррельефа — углублённой резьбы[38].

Одной из известных совместных работ является «Янтарная осень» — это цикл из шести брошей из янтарных листьев неповторяющихся цветов[39].

Перечень работ на 1985 год с персональной юбилейной выставки (образцы изделий для тиражирования Лиса и творческие произведения, выполненные совместно с В. М. Митяниным), организованной Калининградским музеем янтаря[17]:

Награды и участие в профессиональных организациях

Примечания

  1. Наталья Горбачёва. Ушедшая эпоха // Калининградская правда : газета. — 2003. — 23 сентябрь (№ 191 (15854)). С. 9.
  2. Памяти художника // Вести Янтарного : газета. Янтарный, 2003. — 25-31 август (№ 34 (138)). С. 10.
  3. Указ Президента РФ от 15.01.2001 №36 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (15.01.2001).
  4. Отмечены почётными званиями // Калининградская правда : газета. — 2001. — 23 январь (№ 13 (15156)). С. 1.
  5. Янтарь, 1976.
  6. Матюнина М. И мастерство и вдохновенье // Калининградский комсомолец : газета. — 1984. — 4 ноябрь (№ 134 (5593)). С. 4.
  7. Зоя Костяшова. Солнечный камень преткновения // Культура : газета. — 2001. — 22—28 февраль.
  8. Ирина Покрант. Мастера благословенный труд: номинанты «Признания» // Калининградская правда : газета. — 2001. — 10 апрель. С. 11.
  9. Татьяна Колесникова. Роман с камнем // Тридевятый регион : газета. Калининград, 2004. — 6—12 август (№ 7). С. 9.
  10. Списки жертв: Лис Абрам Морицевич. Жертвы политического террора в СССР. Общество «Мемориал». Дата обращения: 14 января 2017.
  11. Наталья Горбачёва. Лис в янтаре // Калининградская правда : газета. Калининград, 2000. — 6 сентябрь (№ 180 (15064)). С. 3.
  12. Рогачёв А. В память о хорошем человеке // Янтарь : газета. Янтарный, 2003. — 31 август (№ 135 (487)). С. 8.
  13. Зоя Костяшова. «Под знаком Льва» // Калининградская правда : газета. Калининград, 1998. — 8 август. С. 6.
  14. Литовское золото, 1973, с. 17.
  15. Костяшова З. В., 2008, с. 87.
  16. Литовское золото, 1973, с. 18, 20.
  17. Каталог изделий Э. А. Лиса и В. М. Митянина, 1985.
  18. Васильева С. Экзотическая история // Калининградский комсомолец : газета. Калининград, 1989. — 28 октябрь (№ №43 (6178)). С. 6-7.
  19. Суркова Л. Янтарное чудо — в Воронеже // Коммуна : газета. Воронеж, 1994. — 8 июля (№ 136 (22100)). С. 4.
  20. Из «Трудовой книжки»
  21. Суркова Л. Талант рождает шедевры // Коммуна : газета. Воронеж, 1984. — 15 декабрь.
  22. Юлия Гаврилова, Марина Ядова, Ирина Ильенко. Мастер с доброй душой и весёлым взглядом // Страна Калининград : газета. Калининград, 2003. — 27 август (№ 35 (206)). С. 24.
  23. Сафонов И. «Спасибо за мастерство» — сказал Э. А. Лису благодарный Б. Н. Ельцин // Панорама побережья : газета. Светлогорск, 1991. — 27 февраль (№ 2). С. 1.
  24. Шнюкас Д. О Янтарном без легенд // Правда : газета. — 1983. — 3 январь.
  25. Сафонов И. Солнце на ладони // Страж Балтики : газета. — 1983. — 30 март.
  26. Костяшова З. В., 2007, с. 76.
  27. Костяшова З. В., 2007, с. 86—87.
  28. Елфимов В. Из солнечного камня // Калининградская правда : газета. Калининград, 1989. — 21 июль (№ №168 (12117)). С. 4).
  29. Город на Преголе // Труд : газета. — 1989. — 22 октябрь (№ №243 (20890)). С. 4.
  30. Батыгин А. Радует латырь-камень // Правда : газета. — 1984. — 31 январь. С. 6.
  31. Кирилл Столяров. По следам пропажи // Неделя : газета. — Калининград, 1988. № №45 (1493).
  32. Наталья Петрова. Человек янтаря // Каскад : газета. Калининград, 2003. — 23 август (№ №153 (1410)). С. 1.
  33. Костяшова З. В., 2007, с. 70-71.
  34. Костяшова З. В., 2007, с. 67.
  35. Костяшова З. В., 2007, с. 68.
  36.  // Знамя : газета. Янтарный, 1960. — 24 февраль (№ 5 (34)). С. 1.
  37. Наталья Соловьёва. Осталось за кадром: сработано лучшими мастерами // Калининградская правда : газета. — 2000. — 28 декабрь (№ 258 (15141)). С. 1.
  38. Татьяна Суворова. «Солнечный камень» и его мастера // Калининградская правда : газета. — 1984. — 4 октябрь.
  39. Ж. Азарова. Янтарная осень // Советская Россия : газета. — Москва, 1985. — 12 октябрь (№ 236 (8887)).
  40. Из собраний авторов указанных работ.
  41. Калининградский областной историко-художественный музей.
  42. Костяшова З. В., 2007, с. 73.

Литература

  • Каталог изделий, представленных на персональной выставке художников Э. А. Лиса и В. М. Митянина / Т. Ю. Суворова. — Калининград: Управление культуры Калининградского облисполкома. Областной историко-художественный музей, 1985.
  • Костяшова З. В. История Калининградского янтарного комбината. 1947-2007 = The History of the Kaliningrad amber factory. 1947-2007. — Калининград: Министерство культуры Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, 2007. — 125 с. — ISBN 978-5-9900474-7-1.
  • Костяшова З. В.. Калининградский янтарный комбинат : [англ.] = Kaliningrad Amber Factory : [пер. с рус.] // Калининградский музей янтаря : [англ.] = Kaliningrad amber museum : [пер. с рус.] : сборник / автор концепции издания Т. Ю. Суворова. — Калининград : Министерство культуры Калининградской области, Калининградский областной музей янтаря, 2008. — 126 с. — ISBN 978-5-903920-07-5.
  • Тихомирова М. Литовское золото. — Вильнюс: Vaga, 1973. — 88 с. 50 000 экз.
  • Савкевич С. С., Сохранская Н. М. Янтарь: балтийский самоцвет в ювелирных изделиях калининградских художников. — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1976. 50 000 экз.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.