Кёстринг, Эрнст

Эрнст-Август Кёстринг (нем. Ernst-August Köstring; 20 июня 1876, Серебряные Пруды[1] — 20 ноября 1953, Бильхоф, Бавария) — немецкий дипломат и военачальник, генерал кавалерии.

Эрнст Кёстринг
нем. Ernst-August Köstring

Ганс Кребс (слева) и Эрнст-Август Кестринг (1941 год)
Дата рождения 20 июня 1876(1876-06-20)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 20 ноября 1953(1953-11-20) (77 лет)
Место смерти Унтервёссен, ФРГ
Принадлежность  Германская империя
 Нацистская Германия (1933-1945)
Род войск кавалерия
Звание генерал кавалерии
Сражения/войны
Награды и премии
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Сын издателя и управляющего имением Серебряные Пруды, принадлежавшим графу А. В. Шереметеву. Образование получил в России[2] и свободно владел русским языком. 1 октября 1895 года поступил вольноопределяющимся в 4-й уланский полк (1-й померанский) в Торне сроком на год, вскоре был произведен в унтер-офицеры, а 1.10.1896 года отчислен в запас; в последующие годы принимал участие в учебных сборах своего полка и 25 ноября 1898 года был произведён в лейтенанты запаса. С 1 июля 1901 года служил в 5-м Западнопрусском герцога Фридриха Ойгена Вюртембергского кирасирском полку. В 1912 году он был назначен на два года в офицерскую кавалерийскую школу в Падерборне, а 18 декабря 1913 года был произведён в ротмистры.

Участник Первой мировой войны, находился по большей части на штабных должностях. Осенью 1916 года был тяжело ранен. После выздоровления с декабря 1917 года был сотрудником германской военной миссии в Османской империи. С января 1918 года — первый адъютант начальника генерального штаба турецкой армии генерала Ханса фон Зекта. За время службы был награжден Железным крестом Ι и II степеней и другими наградами.

После капитуляции Германии был оставлен в Рейхсвере. В 1922 году произведён в майоры. Служил в штабе 16-го кавалерийского полка в Эрфурте (с 1 октября 1922 г.). В начале 1925 года его перевели в министерство рейхсвера в Берлине, где он работал адъютантом в штабе управления сухопутных войск (нем. Heereleitung). 1 марта 1927 года он был назначен командиром 10-го (прусского) кавалерийского полка в Цюллихау, а 1 мая произведен в подполковники. 1 апреля 1930 года его повысили в звании до полковника.

1 февраля 1931 года Кёстринг был переведен в штаб 1-й группы сухопутных войск (нем. Gruppenkommando 1) в Берлине. Вскоре, в том же году, его отправили в Москву в качестве военного атташе. 31 марта 1933 г. он был уволен с действительной службы с присвоением звания генерал-майора. 1 августа 1935 года вернулся в действующую армию, на должность военного атташе в СССР, а по совместительству и Литве (до октября 1938 года). За время службы в СССР был произведён в генерал-лейтенанты (1 августа 1937 года) и в генералы кавалерии (1 октября 1940 года). В июне 1941 — сентябре 1942 года находился в резерве фюрера.

Выступал за привлечение граждан России в борьбе с большевизмом. Использовался в качестве эксперта по русским вопросам. С сентября 1942 года — уполномоченный по вопросам Кавказа при группе армии «А». Отвечал за формирование «туземных» воинских частей. С июня 1943 года — инспектор соединений народов Северного Кавказа. С 1 января 1944 года — генерал добровольческих соединений при ОКВ, занимался частями, сформированными из коллаборационистов и перебежчиков. На этом посту он, будучи лучше знакомым с Россией, сменил Хайнца Гельмиха, «генерала восточных войск» (нем. General der Osttruppen). Таким образом, этот пост получил более благозвучное название, а его полномочия были расширены. Под его руководством активизировалась вербовка в восточные формирования (к лету 1944 года в латышские формирования набрано до 60 тысяч человек, в литовские до 30 тысяч, в эстонские свыше 73 тысяч и т.д.), было подготовлено создание КОНР, формировались казачьи части.[3] 4 ноября 1944 года в этом качестве он был награжден Рыцарским крестом за военные заслуги, с мечами.

4 мая 1945 года был взят в плен американскими войсками. В 1947 году выпущен на свободу. Предусматривался в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе, но СССР высказался против его использования.

Награды

Интересные факты биографии

  • Кёстринг был лично знаком с В.И.Чуйковым, который также был уроженцем Серебряных Прудов. Чуйков первым из советских военачальников узнал 1 мая о смерти Гитлера, а также получил предложение начать переговоры о капитуляции через подчинённого Кёстринга генерала Ганса Кребса.
  • Кёстринг послужил прототипом одного из персонажей пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных». Бывший советник немецкого посольства в Москве Ганс фон Херварт вспоминал:

«Дни Турбиных» имели особое значение для одного сотрудника нашего посольства, генерала Кестринга, военного атташе. В одной из сцен пьесы требовалось эвакуировать гетмана Украины Скоропадского, чтобы он не попал в руки наступавшей Красной Армии [в действительности — петлюровцев]. Чтобы гетмана не узнали окружающие, его переодели в немецкую форму и унесли на носилках под наблюдением немецкого майора. В то время как украинского лидера транспортировали подобным образом, немецкий майор на сцене говорил: «Чистая немецкая работа» [на самом деле эту фразу в пьесе произносит адъютант гетмана поручик Шервинский], все с очень сильным немецким акцентом. Так вот, именно Кестринг был тем майором, который был приставлен к Скоропадскому во время описываемых в пьесе событий. Когда он увидел спектакль, то решительно протестовал, что актер произносил эти слова с немецким акцентом, поскольку он, Кестринг, говорил по-русски совершенно свободно.

Генерал обратился с жалобой в дирекцию театра. Однако, несмотря на негодование Кестринга, исполнение осталось прежним".

  • После начала боевых действий между СССР и Германией Эрнст Кестринг в числе других сотрудников посольства, оставшихся в Москве, был вывезен в Кострому. А через некоторое время на территории Турции по принципу "всех на всех" произошел обмен немецких специалистов на советских[4].
  • Кёстринг был участником заговора против Гитлера. Ганс фон Херварт много позже, 19 июля 1994 года, свидетельствовал:

«Кёстринг должен был принять участие в свержении Гитлера. Каждый раз, когда я уезжал, взрывчатка (для бомбы Штауффенберга. – Авт.) лежала под кроватью генерала Кёстринга, который, несмотря на это, спокойно спал. Он оказал ценную услугу, когда надо было составить список генералов и фельдмаршалов, которым предстояло принять участие в восстании. Роль Кёстринга сегодня забыта, потому что об этом нет записей и не осталось в живых никого, кто мог бы пролить свет на эти дела»[1].

См. также

Примечания

  1. Соколов П. Два генерала: русский след Архивная копия от 4 апреля 2013 на Wayback Machine. / «Литературная газета».
  2. Elliott M. R. Pawns of Yalta: Soviet Refugees and America’s Role in Their Repatriation. University of Illinois Press, 1982. P. 11.
  3. Синицын Ф. Л. «Сыны ограбленных отцов, спасайте Родину!» // Военно-исторический журнал. — 2010. — № 2. — С.14-19.
  4. О.Матвеев "За мной по пятам гонится НКВД". Сайт ФСБ РФ

Литература

  • Dermot Bradley, Karl-Friedrich Hildebrand, Markus Rövekamp. Die Generale des Heeres 1921—1945, Bd. 7. — Bissendorf, 2004.
  • Rangliste des Deutschen Reichsheeres. — Berlin, 1930.
  • Залесский К. А. Энциклопедия Третьего рейха: Вермахт. — М.: Яуза-ЭКСМО, 2005.
  • Биография на сайте Lexikon der Wehrmacht
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.