Крутится, вертится шар голубой

«Кру́тится, ве́ртится шар голубо́й» (или «Кру́тится, ве́ртится шарф голубо́й») — русский романс середины XIX века.

Фрагмент
Крутится, вертится шар(ф) голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть,
Кавалер барышню хочет украсть.
Где эта улица, где этот дом,
Где эта барышня, что я влюблён,
Вот (вон) эта улица, вот (там) этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.

Впервые был записан на пластинку уже в советское время, в фильме «Юность Максима» (1934), из кинотрилогии о Максиме режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга; песня была исполнена актёром Борисом Чирковым, игравшим роль молодого рабочего. Позднее она звучала в двух других картинах трилогии — «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938).

История

Борис Чирков в автобиографической книге писал о съёмках фильма[1]: «Пришёл день, когда мы поняли, что обделили Максима — не дали ему песню. Были у него лиричность, жизнелюбие, юмор, а песни не хватало. Песни, которая помогла бы ему жить, в которой выливалось бы его настроение, в которой задумывался бы он над своей судьбою. У Максима должна была быть песня или песни не для слушателей, а для самого себя, в которых отражалось бы его отношение к жизни». По его словам, во время одной из репетиций ему вспомнилась песня, которую он несколько раз слышал: «И от неожиданности я заголосил, даже сам как следует не понимая, слова какой-то песенки, слышанной мною не раз, но уже давным-давно позабытой».

Композитор, филолог и искусствовед Наум Шафер в предисловии к пластинке «Кирпичики»[2] пишет, что песня известна с середины XIX века: «Наверное, многие слушатели удивятся, узнав, что песня „Крутится, вертится“ была сочинена ещё в середине XIX века и что её хорошо знал М. И. Глинка. До наших дней дошли лишь два куплета — и то благодаря Борису Чиркову, который спел их в знаменитой кинотрилогии о Максиме». На пластинке «Кирпичики» автором песни указан Ф. Садовский.

Юрий Бирюков, полагаясь на слова вдовы Бориса Чиркова, Людмилы Юрьевны, в журнале «Родина» приводит первоначальный текст данной песни, начальный фрагмент из которой выглядит следующим образом[3]:

В Москве проживала блондинка,
На Сретенке, в доме шестом,
Была хороша, как картинка,
И нежная очень притом.

Ах! Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть.
<…>

Эта песня упоминается у Александра Грина в его рассказе 1906 года «Слон и Моська» и в рассказе «История одного убийства» 1909 года:

Через два часа солдаты, разбитые и усталые, шли к палаткам. В воздухе неслась бессмысленная, трактирно-солдатская песня:

Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть…

А. С. Грин. «Слон и Моська»[4]

Родственные песни есть и у соседних народов. Во-первых, популярная народная песенка на идиш «Ву из дос геселе» («Где эта улочка?») на ту же мелодию. Во-вторых, припев польской народной песни «Szła dzieweczka» («Шла девочка»), в прошлом — охотничьей, ныне застольной. Припев этот появился в начале XX века[5]. Русская и еврейская[6] версии песни известны с XIX века, но вопрос, какая из них первична, открыт[7].

Варианты

Накануне Великой Отечественной войны прозвучала версия песни в фильме «Киноконцерт 1941 года» в исполнении лауреатов Всесоюзного конкурса эстрады М. Харитонова и Н. Тиберга в сопровождении джазового оркестра Центрального Дворца культуры железнодорожников под управлением Дм. и Дан. Покрассов. В этой версии обыгрывалась железнодорожная тематика:

На станции нашей перрон да вокзал,
На станции нашей любви я не знал,
На станции нашей туда и сюда
Проходят составы, бегут поезда…

Во время самой войны получили распространение различные версии песни. В частности, стала широко известна версия Михаила Исаковского[8]. Борис Чирков спел песню в одной из новелл боевого киносборника «Победа за нами» № 1 киностудии «Мосфильм»; сборник открывался заключительной сценой из фильма «Выборгская сторона», когда герой Чиркова обращался с прощальным приветом к своим зрителям. Однако в военном сборнике Чирков вместо того, чтобы сказать «До свидания!», произносит «Товарищи!» и начинает разговор со зрителями. В финале эпизода актёр спел песню, начинавшуюся словами:

Десять винтовок на весь батальон,
В каждой винтовке — последний патрон.
В рваных шинелях, в дырявых лаптях
Били мы немца на разных путях…

Автором этого варианта был поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач.

В 1926 году фирма «Columbia Records» выпустила пластинку Д. Медова (D. Medoff) «Крутится, вертится»[9].

Примечания

  1. Чирков Б. …Азорские острова. М.: Советская Россия, 1978.
  2. Наум Шафер. Кирпичики (Грампластинка) Антология городской русской песни за 100 лет. Дата обращения: 15 апреля 2016.
  3. Бирюков Ю., 2006.
  4. Грин А. С. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Художественная литература, 1991. — Т. 1. — С. 39—67.
  5. Wacław Panek. Polski Śpiewnik Narodowy. Grupa Wydawnicza «Słowo», Poznań, 1996.
  6. Сёстры Бэрри на youtube.com
  7. Крутится-вертится шар голубой. Песенник анархиста-подпольщика.
  8. Михаил Исаковский. «Крутится, вертится шар голубой» (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 августа 2009. Архивировано 16 октября 2011 года.
  9. Крутится, Вертится (Krutitsia — Vertitsia) — D.MEDOFF, Tenor. Columbia (Viva-Tonal, США). Russian Records (9 мая 2009). Дата обращения: 20 мая 2015.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.