Кривоезерский монастырь

Троицкая Кривоезе́рская пу́стынь — несохранившийся православный монастырь, который был расположен на холмистом левом берегу Волги, к северу от Асафовых гор, напротив города Юрьевца. С трёх сторон был окружён озёрами — Кривым (откуда и произошло его название), Змиевым и Лопённым.

Монастырь
Кривоезерский монастырь

Фото М. Дмитриева (1913)
57°18′51″ с. ш. 43°08′46″ в. д.
Страна  Россия
Город Юрьевец
Конфессия Православие
Епархия Костромская
Тип мужской
Дата основания 1624 год
Статус Затоплен

Все постройки монастыря — Иерусалимский собор (1816—1827), Троицкий собор (1735-54), колокольня (1795) — были уничтожены в середине 1950-х годов, когда его территория попала в зону затопления Горьковского водохранилища[1].

После екатерининской реформы получил официальное наименование «Троицкая Кривоезерская заштатная общежительная мужская пустынь»[1]. Встречаются также варианты «Кривозерский» и «Кривоозерский»[1][2].

Возникновение

Основан в начале XVII века. Причиной постройки был блаженный Симон. В 1594 году он скончался (мощи его находятся под спудом при юрьевецкой Богоявленской церкви, на месте которой более ста лет назад был Богоявленский мужской монастырь). Днём он юродствовал, а ночью молился. Некоторые из граждан Юрьевца ещё при жизни видели его переходившим Волгу «посуху» из пустынного бора, где впоследствии и был построен монастырь. Одним из очевидцев был Пётр Сутырев, который захотел ночью увидеть преподобного Симона. При виде столь необычного зрелища он ужаснулся, но Симон успокоил его и, назвав своё имя и махнув рукой в сторону, сказал: «Через 40 лет после кончины моей изваянием Божьим будет создан монастырь».

В 1624 году здесь поселились «любители уединения», которые уже к 1641 года имели храм Пресвятой Троицы с четырьмя приделами: Знамения Пресвятой Богородицы, Священномученика Антипы, Благоверного князя Александра Невского и Преподобного Варлаама Хутынского. Первоначальником пустыни был её первооснователь монах Симеон. Построение пустыни началось по указу царя Алексея Михайловича, о чём свидетельствует грамота от 1648 года, по которой «велено быть в Кривоозерской пустыни строителем черному попу (иеромонаху) Сергию».

История

Исторические сведения о первых годах существования обители скудны — пять царских и патриарших грамот, копия с писцовой книги Желябужского, черновых приходо-расходных записок, написанных казначеями монастыря, — но известно, что с первых лет существования Кривоозерской пустыни в ней был заведён общежительный порядок: братия пользовалась общею трапезой, каждый получал готовую одежду и обувь из монастырских доходов, деньгами никому не выдавали.

За внешнее благоустройство и строгую подвижническую жизнь иноков Кривоозерская пустынь была признана епархиальным начальством одной из лучших, и именно по этой причине к ней были приписаны четыре пустыни, пришедшие в упадок: Свято-Троицкая (в Пелегове), Троицкая (на реке Немде), Ломовая, Успенская Дорофеева и пятый — Юрьевецкий Богоявленский монастырь.

Большую известность и уважение обитель приобрела в начале XVIII века, когда в ней появился инок Корнилий, в миру Кирилл Уланов, царский иконописец. В первые дни своего пострижения он написал икону Божией Матери, именуемую Иерусалимскою, которая является копией чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери, до 1812 года находившейся в московском Успенском соборе. Существует сказание о чуде иконы, написанной Кириллом Улановым, в котором говорится, что 4 июля 1859 года в Юрьевце-Повольоком в одном из домов в Гребецком овраге произошёл пожар. При сильном ветре пожар очень быстро распространялся на соседние дома и строения. Жители города обратились с просьбой вынести святую икону Иерусалимской Божией Матери к месту пожара. Когда это было сделано, ветер сразу сменил направление, и пожар начал стихать. Святая икона была унесена обратно в собор, но ветер опять сменил направление, и пожар вновь стал усиливаться. Икона была вынесена снова и находилась у места пожара, пока он не был совсем потушен. Кроме этой иконы, Корнилием были написаны две иконы Знамения Пресвятой Богородицы, икона Святителя Христова и Чудотворца Николая.

С течением времени обитель приходила в упадок. Число братии постепенно уменьшалось. Так, в 1771 году в полугодичных ведомостях о числе монашествующих показаны и один иеродиакон. С 1735 по 1766 год (то есть за 81 год) сменилось 8 настоятелей, а с 1748 по 1760 год в монастыре вовсе не было никакого настоятеля, а управляли им казначеи. К тому же пустынь должна была содержать инвалидных солдат, которых присылали в монастырь по распоряжению правительства на пропитание, а на содержание учеников в духовных семинариях и училищах ежегодно требовали с монастыря по 12 рублей, а на содержание и оплату годовым работникам братия выплачивала иногда до 170 рублей и, наконец, в 1765 году разбойник с командой до 30 человек напал на обитель и разграбил монастырское и церковное имущество, а настоятеля с братиею избили.

В таком состоянии находился монастырь до 1766 года, когда переведён был сюда из Пищуювой пустыни игумен Иероним. При нём был сделан ряд построек.

В 1781 году пожар привёл монастырь в бедственное положение и почти разорил его, после пожара пустынь начала вновь с трудом восстанавливаться. В 1795 году устроена каменная колокольня. В 1796 году на средства, пожертвованные удельным крестьянином Заборской волости деревни Макарово Иваном Игнатьевым, сооружена каменная теплая церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В 1799 году устроен каменный храм во имя священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, по сторонам с кельями для больных и престарелых монашествующих на средства, пожертвованные от граждан посада Пучежа.

В 30-е годы XIX века серия крупных построек была прервана, к тому же в 1835 году пожар в течение трёх часов уничтожил здание тёплой Александровской церкви, колокольни, братские трапезы.

В конце XIX века на части земли монастыря был построен лесопильный завод Бранта, заводь превращена в затон с судоремонтным заводом. После революции 1917 года монастырь был закрыт, в нём содержались малолетние преступники. Затем создан первый совхоз уезда «Кривоозерье», где работали бывшие заключённые здешней трудовой сельскохозяйственной колонии. Они содержались в бывших кельях монахов, а церковные здания были превращены в мастерские. В 1930-х годах в ходе коллективизации был создан на этой базе совхоз «Маяк». В 1950-х годах при строительстве Горьковского водохранилища монастырь был затоплен. В 2000 году, на акватории водохранилища, на месте монастыря был поставлен поклонный крест[3].

Образ Кривоезерского монастыря был использован Исааком Левитаном в двух картинах — «Тихая обитель» (1890) и «Вечерний звон» (1892). Софья Пророкова писала в биографии Левитана[4][5]:

Юрьевец привлёк симпатии художника. Обворожил его один монастырь, расположенный в лесу на противоположном берегу около большого Кривого озера. Дивные истории рассказывали Левитану о прошлом Кривозерского монастыря. Левитан слушал легенды и всё чаще переезжал на лодке к монастырю. Шёл по узким хрупким лавам, бродил вокруг массивных башен. В альбоме появились первые эскизы… Левитан писал с редкостным увлечением и упорством. Картина нравилась самому. Тишина, предвечернее умиротворение. «Тихая обитель» произвела огромное впечатление на выставке.

Примечания

  1. Макарьевский уезд — Троицкая Кривоезерская заштатная общежительная мужская пустынь. www.old-churches.ru. Дата обращения: 20 сентября 2012.
  2. Кривоезерский монастырь. yurevets37.ru. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 31 октября 2012 года.
  3. Крест на месте Кривоезерского монастыря. Официальный туристический портал Ивановской области.
  4. Пророкова С. А. Левитан. М.: Мол. гвардия, 1960. — 255 с.
  5. Кривоезерская пустынь (начало): из истории монашества на Иваново-Вознесенской земле. Церковно-исторические вечера. Дата обращения: 20 сентября 2012. Архивировано 31 октября 2012 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.