Красильников, Михаил (поэт)

Красильников, Михаил Михайлович (1933, Орша, Белоруссия — 1996, Рига, Латвия) — русский поэт, один из первых диссидентов, осуждённых при Хрущёве за политические высказывания, один из зачинателей самиздата[1].

Красильников, Михаил Михайлович
Дата рождения 1933
Дата смерти 1996
Гражданство (подданство) СССР
Род деятельности Поэт
Годы творчества 1952-1996
Направление футуризм

Биография

Михаил Красильников родился в белорусском городе Орше, где проходил военную службу его отец. В Ригу семья переехала в 1948 году, в военные годы пожив в Хабаровске и Сибири, а сразу после войны в Калининграде[2].

В Риге Красильников окончил 22-ю школу, поступив в 1951 г. на отделение журналистики филологического факультета Ленинградского государственного университета.

В университете юноша проявил себя талантливым неординарным поэтом, чье имя стало обозначением целого «круга Красильникова», в который входили Владимир Уфлянд, Юрий Виноградов, Сергей Кулле, Михаил Ерёмин. Владимир Уфлянд называл эту компанию «филологической школой»[3].

«1 декабря 1952 года студенты второго курса филфака Михайлов, Кондратов и Красильников разыграли в перерыве между лекциями футуристический спектакль или славянофильскую демонстрацию (по-современному, хэппенинг). На всех были расписные рубахи, посконные брюки, в руках лукошки. Они усаживаются на пол, разливают в общую миску бутылку кваса и, хлебая квасную тюрю деревянными ложками, напевают „Лучинушку“ и стихи Хлебникова. И в заключение этого удивительного действа все достают гусиные перья и с серьезным видом что-то записывают в тетрадях. Конечно, эту неслыханную по тем временам акцию разогнали, участников свели в партком и призывали к раскаянью и выдаче зачинщиков», — описывает рижский друг поэта Георгий-Амадей Коншин акцию с участием Михаила. Акция состоялась в разгар антисемитской кампании и явно носила издевательский характер[4], что послужило поводом для разгромной статьи в «Комсомольской правде» «Трое с гусиными перьями» (11 декабря 1952 года), после которой троицу отчислили из университета[1].

После смерти Сталина Красильников восстановился в университете, однако 7 ноября 1956 г. он вместе с группой других студентов-рижан во время праздничной демонстрации на Дворцовой площади начал выкрикивать лозунги: «Да здравствует свободная Россия!», «Да здравствует свободная Латвия!», «Свободу Венгрии[5][6]. Уже при возвращении университетской колонны к университету по Дворцовому мосту Михаил был арестован и впоследствии осуждён на 4 года, что стало едва ли не первым случаем политического преследования после доклада Хрущева на XX съезде КПСС. Отец Красильникова был потрясен случившимся, он был вынужден раньше времени оставить военную службу и выйти в отставку[1].

Красильников отбыл полный срок в Мордовии, в Дубравлаге, ст. Потьма, пос. Явас, п/я 385/14, издав там свои первые рукописные сборники стихов «Пятиречие» и «Троя» в количестве один экземпляр. В лагере Михаил пристрастился к чифири, без которой потом практически не мог обходиться, добавляя в крепкий чай кодеин[1], который в то время свободно продавался в аптеке.

По окончании срока заключения Михаил снова восстановился в университете и получил диплом о высшем образовании. Темой его дипломной работы была поэзия Леонида Мартынова.

Вернулся в Ригу, однако на журналистскую работу его не брали. Тогда он принял предложение своего товарища, геолога Георгия-Амадея Коншина поработать коллектором в Институте геологии и полезных ископаемых АН Латвийской ССР, изучая морены по всей республике вместе с Георгием и другим молодым учёным Александром Савваитовым.

В Риге поэты и богемная молодежь по вечерам собирались в кафе «Дубль» на улице Ленина (ныне Калькю), получившем свое прозвище за то, что все там заказывали двойной кофе, стоивший всего 16 копеек[1]. Для поэтов «круга Красильникова», помимо написания стихов (близких «словотворчеству» футуристов), характерна «жизнь напоказ» («жизнетворчество»)[7].

Михаил Красильников всю жизнь прожил в Риге, работал в бюро путешествий. Составил путеводитель по Риге[2].

Литература

Юлия Валиева. «К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья». Санкт-Петербург, «Контраст», 2015.[5]

Юрий Михайлов, Михаил Красильников: старшие авторы филологической школы. Санкт-Петербург, издательство Буковского, 2000.

Самиздат века. Составители: В. Бахтин, Н. Ордынский, Г. Сапгир, А. Стреляный. Москва, «Полифакт», 1998 г. ISBN 5-89356-004-3.

Примечания

  1. Георгий-Амадей Коншин. Страницы воспоминаний. РИЖСКИЙ альманах ПРОЗА ПОЭЗИЯ ПУБЛИЦИСТИКА ОБЗОРЫ ПЕРЕВОДЫ КРИТИКА. docplayer.ru (2014, № 5(10)). Дата обращения: 16 ноября 2019.
  2. АНТОЛОГИЯ САМИЗДАТА :: Михаил Красильников. antology.igrunov.ru. Дата обращения: 16 ноября 2019.
  3. Наталья Горбаневская. Memoria as Litteris // Даугава : журнал. — 2001. № 6. С. 57—145.
  4. Владимир Уфлянд. Русский Конрад бежит и после смерти. Новая русская книга. magazines.gorky.media (2002, №2). Дата обращения: 16 ноября 2019.
  5. Виктор Резунков. Голоса из подполья. Радио "Свобода". Радио Свобода (6 августа 2015). Дата обращения: 16 ноября 2019.
  6. Красильников Михаил Михайлович. Жертвы политического террора в СССР. НИПЦ «Мемориал», Москва
  7. Ольга Сурикова. Ранние периодические издания московского самиздата (1959–1965) и традиции модернизма. Карта памяти: герои и антигерои. Михаил Гефтер (12 апреля 2013). Дата обращения: 16 ноября 2019.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.