Костылев, Николай Александрович
Николай Александрович Костылев (1871, Сычёвка, Смоленская губерния — 4 февраля 1939, Москва) — российский и советский металлург, доктор технических наук, профессор Сибирского металлургического института имени Серго Орджоникидзе.
Николай Александрович Костылев | |
---|---|
Дата рождения | 1871 |
Место рождения | |
Дата смерти | 4 февраля 1939 |
Место смерти | |
Страна | |
Место работы | |
Альма-матер | |
Учёная степень | доктор технических наук |
Учёное звание | профессор |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Родился в Сычёвке Смоленской губернии в семье огородника в 1871 году, брат священник, член церковного совета Василий Александрович Костылев (1869— позже 29.08.1927) будет арестован 19.01.1927 года как «участник к/р монархической группировки, ведущий контрреволюционно-монархическую деятельность, распространяющий провокационные слухи о падении Соввласти и восстановлении монархии, монархическую пропаганду»[1].
В 1896 году окончил Горный институт по первому разряду вместе с Е. Н. Барбот де Марни[2] со званием горного инженера и с почётными отзывами за проекты по металлургии и механике. Получил премию за наилучший журнал практических занятий. Дважды выезжал в командировку в Германию, Австрию, Бельгию и Францию. С 1 октября 1897 года находился на службе Горного ведомства[3].
Служил в Нижнетагильском горном округе, в 1899—1902 годах смотрителем (помощник управителя) Нижнетагильского завода. Одновременно преподавал в Нижнетагильском горнозаводском училище дисциплину «Строительное искусство». В 1903―1908 годах являлся управителем Верхне-Салдинского завода и председателем Верхне-Салдинского общества потребителей. В 1910―1912 годах состоял по ГГУ с откомандированием на Нижне-Тагильские и Луньевские заводы наследников П. П. Демидова, князя Сан-Донато[4]. Служил управителем на Нижнесалдинском заводе, управляющим Юго-Камского завода, затем инспектором Уральского горного правления[3].
Был замечен в революционных действиях, против него было возбуждено уголовное дело. В 1906 году в его квартире был проведён обыск, где были обнаружены прокламации и брошюра противоправительственного содержания с призывами к неплатежу податей, установлению 8-часового рабочего дня. Жена Юлия Лукинична привлекалась к дознанию за принадлежность к организации Екатеринбургского комитета Уральской областной организации партии социалистов-революционеров[5].
В 1923 году по рекомендации В. Е. Грум-Гржимайло и М. А. Павлова был приглашен в качестве доцента читать курс лекций «Металлургия чугуна» в Томский технологический институт. Возглавил кафедру металлургии железа, затем кафедру металлургии чугуна. После разделения Сибирского технического института работал в Сибирском металлургическом институте. Вместе с институтом переехал в Сталинск. Являлся первым заведующим кафедры металлургии чугуна в 1930—1934 годах[3].
Избирался депутатом городского совета Сталинска, членом пленума областного комитета Союза работников высшей школы и научных учреждений[3].
Весной 1934 года перевёлся в Москву, где 3 февраля 1939 года скончался после тяжелой болезни. По его завещанию, после кремации урну с прахом перевезли в г. Сталинск. Сотрудники кафедры участвовали в погребении[6].
- Семья
Супруга Юлия Лукинична Костылева (—1952) была преподавателем русского языка в Павло-Анатольской женской гимназии.
Вклад в науку
В июне 1899 года принимал участие в уральской экспедиции Д. И. Менделеева, предоставив результаты опытов по определению температуры в печах Мартена с пирометром Лешателье, что отмечено в книге «Уральская железная промышленность в 1899 году»[7].
В 1910 году провел исследование по возникновению усадочных раковин в стальных болванках[3].
Наибольшее значение имеет монография «Очерки теории доменной плавки» 1933 года, в которой обобщены различные теории доменной плавки[8][9].
«На доменное отделение попасть было весьма непросто: брали туда лучших из лучших, потому что ведущий доменщик профессор Николай Александрович Костылев искренне и до конца дней своих был убежден в том, что варить чугун — самое высокое предназначение на земле. Это был ученый прогрессивной формации и душа человек: занимал студентам деньги на новые штаны и ни разу заем не взял назад („Не помню, вы что-то путаете!“), почитай, каждый день водил ребят в цех, показывал, как и что, с намеренным лукавством подбрасывал своим ученым задачи „с брачком“ и радовался, как ребёнок, когда подвох раскрывался. Словом, с ним было необычайно интересно жить рядом»[5].
Библиография
Было опубликовано 27 научных монографий, 35 научных работ и 4 изобретения[3]:
- Костылев Н. А. Усадочная раковина в стальных болванках и её устранение — Санкт-Петербург: тип. М. Фроловой, 1910. — 12с.
- Костылев Н. А. Из практики по мартеновскому производству. ЖРФХО
- Костылев Н. А. Тепловые расчёты. Теория газификации. Газогенераторы. Изд. 4 доп. и испр. — Томск: изд-во «Кубуч», 3 тип. Запсибполиграфтреста, 1932 — 179с.
- Костылев Н. А. Очерки по теории доменного процесса/ Проф. Н. А. Костылев. - Свердловск ; Москва : Востокостальиздат, 1933 (Л.: тип. им. Евг. Соколовой). — 126с.
Примечания
- Костылев Василий Александрович (1869)//Новомученики и исповедники РПЦ XX века
- Список выпускников//Горный журнал № 11, 1923 — С.757
- Некролог//Большевистская сталь, № 24, 4.02.1939
- Костылев Николай Александрович//Забытые имена Пермской губернии
- Емельянов Г. А. Капля из моря: Рассказы о доменщиках [Кузнецкого металлург. комбината им. В. И. Ленина] / Геннадий Емельянов. — Кемерово: Кн. изд-во, 1975. — 108 с.
- История кафедры металлургии черных металлов//Сибирский государственный индустриальный университет
- Уральская железная промышленность в 1899 году/ Ред. Д. И. Менделеев. — СПб.: Типография В. Демакова, 1900
- Павлов М. А. Памяти профессора Николая Александровича Костылева//Металлург, 1939, № 6
- Костылёв, Николай Александрович // Корзинка — Кукунор. — М. : Советская энциклопедия, 1953. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 23).
- Список горным инженерам. Составлен по 1 июня 1910 г.. — СПб.: Типо-литография «Якорь», 1910. — С. 248. — 580 с.