Ковальский, Иван Мартынович
Иван Мартынович Ковальский (1850, с. Соболевка, Гайсинский уезд, Подольская губерния — 2 (14) августа 1878, Одесса) — российский революционер-народник.
Ковальский Иван Мартынович | |
---|---|
Дата рождения | около 1850 |
Место рождения | село Соболевка Подольской губернии |
Дата смерти | 2 (14) августа 1878 |
Место смерти | |
Страна | |
Род деятельности | революционер |
Биография
Сын сельского священника. Родился в 1850 г. в с. Соболевке (Гайсинского уезда, Подольской губернии). Воспитывался четыре года в дворянском училище в Черноострове, в Подольской гимназии и в Подольской духовной семинарии. В 1869 г. поступил в Новороссийский университет, из которого исключён через полгода за невзнос платы. Поступил корректором в редакцию «Николаевского Вестника»; сотрудничал в «Одесском Вестнике», «Новороссийских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».
Участник «хождения в народ». Вёл пропаганду среди сектантов. Арестован 30 сентября 1874 г. на станции Доброе за неимение вида на жительство. С октября 1874 г. содержался в Николаеве в военно-морской тюрьме; в апреле 1875 г. взят на поруки, после чего скрылся. Привлечён к дознанию по делу о пропаганде в империи (дело 193- х) за имение рукописей противоправительственного содержания и вследствие политической неблагонадёжности. По высочайшему повелению 19 февраля 1876 г. дело о нём разрешено в административном порядке с вменением в наказание предварительного содержания под стражей и с учреждением особого надзора полиции[1].
Кружок Ковальского
В конце 1876 г. Ковальский нелегально переехал в Одессу, где жил под фамилией Бончковского. Организовал революционный кружок, в который входили В. С. Иллич-Свитыч, Н. А. Виташевский, В. Д. Кленов, сёстры Елена и Вера Виттен, Л. М. Мержанова, А. В. Афанасьева и др. Кружок собирался на квартире сестёр Виттен на Садовой улице, 13 (дом Каплуновского)[2]. Здесь была организована типография, хранилась нелегальная литература, тиражи прокламаций. Разочаровавшись в «чистой» пропаганде, Ковальский ратовал за «пропаганду делом» — вооружённое сопротивление властям, раздачу народу оружия для подготовки восстания[3].
Арест, суд и казнь
В результате доноса квартирного хозяина деятельность кружка Ковальского стала известна властям. Вечером 30 января 1878 г., в квартиру на Садовой пришли жандармы. В это время происходило собрание кружка. Ковальский и его товарищи оказали сопротивление при аресте, используя револьвер и кинжал. При задержании было ранено несколько жандармов и полицейских, дворник и двое из сопротивлявшихся (Виташевский и Свитыч)[3].
Были арестованы все члены кружка, находившиеся в квартире на момент ареста: Ковальский, Виташевский, Иллич-Свитыч, Кленов, Афанасьева, Вера Виттен, Мержанова и А. А. Алексеев. Елена Виттен отсутствовала и смогла избежать ареста. Позже арестовали Э. И. Студзинского, который не принадлежал к кружку Ковальского, но был обвинён в попытке организовать побег Ковальского из тюрьмы[2].
Воспользовавшись тем, что из-за русско-турецкой войны Одесса была объявлена на военном положении, арестованных предали не гражданскому, а военно-окружному суду, применив при этом законы военного времени, карающие смертной казнью за нападение на караул (при этом жандармов, производивших арест, приравняли к караулу). Процесс получил широкий общественный резонанс. Из Петербурга прибыли защитники — известные адвокаты Г. В. Бардовский (защищал Ковальского и Свитыча) и Д. М. Стасов (защищал Виташевского и Кленова).
Дело слушалось в суде с 20 по 24 июля 1878 г. Ковальский, обвинённый в принадлежности к русской социально-революционной партии, в организации противозаконного кружка, в составлении антиправительственных воззваний, в проживании под чужим именем и в вооружённом сопротивлении, был приговорён к смертной казни, Иллич-Свитыч был приговорён к 8 годам каторги, Виташевский, Кленов и Студзинский — к 4 годам, Афанасьева и Вера Виттен — к ссылке в Сибирь, Мержанова — к трём неделям ареста. А. А. Алексеев проходил как свидетель[3].
Во время оглашения приговора была организована массовая демонстрация участников революционных кружков, радикальной молодёжи, рабочих. На Гулевой улице напротив суда собралась толпа из нескольких тысяч человек. После известия о смертном приговоре Ковальскому произошло столкновение между манифестантами и войсками. Обе стороны применяли огнестрельное оружие, при этом два манифестанта были убиты, со стороны солдат были раненные. Ночью начались аресты, и в течение нескольких недель было арестовано множество одесских радикалов — Д. А. Лизогуб, Г. А. Попко, С. Ф. Чубаров и др.
Ковальский был расстрелян 2 августа 1878 г. в Одессе на Скаковом поле[4].
Его расстрел подтолкнул революционеров к ответным действиям: Степняк-Кравчинский, исполняя теракт-возмездие, заколол кинжалом-стилетом шефа жандармов Николая Мезенцова.
Ковальский имел близкие отношения с революционеркой Агафьей Ищенко, её даже считали его невестой[5].
Примечания
- Кошель П. А. История сыска в России. — Мн.: Литература, 1996. — Т. 1. — С. 544—545. — 640 с. — ISBN 985-437-143-3.
- Лион С. Е. Первая вооружённая демонстрация. (По личным воспоминаниям и арх. материалам) // Каторга и ссылка. — 1928. — № 8/9 (45/46). — С. 64-80.
- Виташевский Н. А. Первое вооружённое сопротивление // Былое. — 1906. — № 2. — С. 220-245.
- Ц. Мартыновская. И. М. Ковальский и первое вооружённое сопротивление в Одессе (По черновым наброскам С. И. Мартыновского) // Каторга и ссылка. — 1928. — № 8/9 (45/46). — С. 81-99.
- Ищенко Агафия Александровна // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
Источники
- Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма: [В 5 т.]. — М.: Изд-во Всесоюзного общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927—1934.