Кнутов, Фёдор Иванович
Фёдор Иванович Кнутов (нач. 1700-х — после 1779) — военный и государственный деятель Российской империи, комендант Астрахани, президент Ревизион-коллегии, тайный советник.
Биография
Принадлежал к старинному дворянскому роду Кнутовых. О раннем периоде его жизни данные не обнаружены, за исключением того, что он вступил в службу в 1719 году. После вступления на престол Анны Иоанновны в 1730 году Кнутов, служивший сержантом лейб-гвардии Семёновского полка, был переведён прапорщиком в новосформированный лейб-гвардии Измайловский полк[1].
В лейб-гвардии Измайловском полку Кнутов продолжал службу на протяжении всего царствования Анны Иоанновны, неоднократно повышаясь в чинах (на 1734 год — подпоручик, на 1735 год — поручик, на 1740 год — капитан-поручик) и выполняя разного рода ответственные поручения: в 1734 году ездил в Персию с указами к командующему русскими войсками генералу В. Я. Левашову и тайному советнику князю М. М. Голицыну[2]; в 1736 году был одним из лиц, руководивших отправкой провианта с Украины для войск в Крым[3]; в январе 1737 года осуществил доставку в Шлиссельбургскую крепость приговорённого к пожизненному заключению видного государственного деятеля князя Д. М. Голицына[4].
По окончании Русско-турецкой войны 1735—1739 годов при распределении «в порожние губернии и другие места из генералитета и прочих чинов» Кнутов был определён Анной Иоанновной комендантом в Астрахань (3 марта 1740 года)[5]; 27 марта того же года вышел дополнительный указ по поводу его назначения:
Всемилостивейше пожаловали Мы определённого в Астрахань комендантом лейб-гвардии Нашей капитан-поручика Фёдора Кнутова в полковники, а жалованье производить ему по штату обер-комендантское, — понеже тамо коменданта быть не положено, он же, будучи в гвардии, получал более обер-комендантского[6]
В Астрахани полковник Кнутов прослужил десять лет, получив в 1748 году повышенные до обер-коменданта и в 1749 году чин бригадира[7]. В дальнейшем командовал драгунскими и пехотными полками в Москве, Нарве и Курске. 15 августа 1755 года Оренбургский губернатор И. И. Неплюев запрашивал Военную коллегию о командировке к нему крупных воинских сил и «командиров из генералитета до 3-х персон»; коллегия, ссылаясь на отсутствие генералов, которых можно было бы послать в Оренбург, предложила кандидатуру бригадира Кнутова, что Сенат и утвердил[8].
В конце того же года Кнутов перешёл на гражданскую службу, получив 25 декабря 1755 года чин действительного статского советника. Занимал должность вице-президента Ревизион-коллегии[9]. 16 августа 1760 года Елизавета Петровна издала ряд указов о масштабных производствах в высшие чины и назначениях на руководящие посты в большинстве центральных учреждений и губерний[10]. Среди получивших новое назначение был и Кнутов, ставший президентом Ревизион-коллегии[11][12].
В 1764 году Сенат представил Екатерине II доклад о награждении оставшихся за штатом и увольнявшихся от службы лиц «из таких, которые за показанными изнеможениями совершенно дел отправлять не могут» назначением им пенсий, а тех из них, кто длительное время прослужил в настоящем чине — и производством в следующий чин. В докладе значился и ряд бывших глав коллегий и губерний, включая Кнутова, которого по новому распределению высших чинов от 17 апреля 1764 года в качестве президента Ревизион-коллегии заменил М. Я. Маслов. Сенаторы представляли Кнутова к назначению пенсии «по московскому президентскому окладу по 937 руб. 50 коп. в год» и чину тайного советника. 7 октября Екатерина II утвердила доклад Сената[13].
В отставке Кнутов проживал в Москве, где владел каменным домом. Год его кончины не установлен, но он ещё упоминается как живущий в Москве в 1779 году[14].
Примечания
- История лейб-гвардии Измайловского полка. Составил Н. Зноско-Боровский. — СПб., 1882. — С. 269.
- Сборник Русского Императорского исторического общества. Т. 108. — Юрьев, 1900. — С. 412.
- Сборник Русского Императорского исторического общества. Т. 114. — Юрьев, 1902.
- Сборник Русского Императорского исторического общества. Т. 117. — Юрьев, 1904. — С. 19.
- Сборник Русского Императорского исторического общества. Т. 138. — Юрьев, 1912. — С. 136.
- Сборник Русского Императорского исторического общества. Т. 138. — Юрьев, 1912. — С. 270.
- Несмотря на чин бригадира, полученный на действительной службе, Кнутов оказался пропущен в справочнике С. В. Волкова «Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II».
- Сенатский архив. Т. 9. — СПб., 1901. — С. 413.
- Согласно путеводителю по фондам РГВИА, Кнутов занимал первоначально должность вице-президента Ревизион-коллегии, а с 1759 года — президента. Поскольку последнее назначение имело место только в 1760 году, речь может идти об определении «в должность» (то есть исправляющим должность) президента по указу Сената, тогда как Елизавета Петровна по болезни практически не производила никаких назначений во 2-й пол. 1750-х годов и многие посты (в том числе и президента Ревизион-коллегии) оставались вакантными.
- Вновь назначены были 8 сенаторов, генерал-прокурор и обер-прокурор Сената, президенты 6 и вице-президенты 4 коллегий, 7 губернаторов и 6 вице-губернаторов и др.
- Опись Высочайшим указам и повелениям, хранящимся в С.-Петербургском сенатском архиве за XVIII век. Составил П. Баранов. Т. 3. 1740—1762. — СПб., 1878. — С. 439.
- В «Азбучном указателе имён русских деятелей для „Русского биографического словаря“» ошибочно указано, что он был президентом Ревизион-коллегии по 17 августа 1760 года, а не с этого числа.
- Сенатский архив. Т. 14. — СПб., 1910. — С. 467—470.
- «Азбучный указатель имён русских деятелей для „Русского биографического словаря“». Кнутов упоминался как отставной генерал-поручик, то есть по соответствовавшему его чину тайного советника воинскому чину III класса; для XVIII века было характерно (хотя и неоднократно запрещалось) подобное неофициальное именование гражданских чиновников военными чинами.