Каронин-Петропавловский, Николай Елпидифорович

Николай Елпидифорович (Ельпидифорович) Каронин-Петропавловский, настоящая фамилия Петропавловский (5 [17] октября 1853, Вознесенка, Самарская губерния12 [24] мая 1892, Саратов) — русский писатель (псевдоним С. Каронин[1]) и политический деятель.

Николай Елпидифорович
Каронин-Петропавловский
Псевдонимы С. Каронин
Н. Е. Сибиряк
Дата рождения 5 (17) октября 1853
Место рождения
Дата смерти 12 (24) мая 1892 (38 лет)
Место смерти
Гражданство (подданство)
Род деятельности прозаик
Язык произведений Русский язык
Дебют рассказ «Безгласный» (1879)
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Николай Петропавловский родился 5 (17) октября 1853 (согласно биографии, опубликованной в двухтомнике, вышедшем в 1958, — 7 (19) октября 1853) в семье священника в деревне Вознесенке Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне село входит в Кинзельский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области.

В 1866 году окончил Бузулукское духовное училище и поступил в Самарскую духовную семинарию. В 1871 году лишён казённого содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии. Осенью 1872 выдержал экзамен в 6 класс Самарской гимназии, из которой был отчислен вследствие ареста.

С 1873 года — участник местного ученического кружка самообразования; в 1874 году вошёл в самарский кружок пропагандистов и летом этого же года вел пропаганду среди крестьян в с. Коновалове Бузулукского уезда (ныне с. Коноваловка Борского района Самарской области). При обыске 17 (29) июля 1874 года в Хвалынске у И.П. Монстрова найдена переписка с Петропавловским, поэтому возник вопрос о нём, как об агенте П.И. Войноральского.

Был арестован 5 (17) августа 1874 года в с. Коновалове. Привлекался к дознанию по делу о пропаганде, содержался под стражей в Саратове, Москве, а с 26 января (7 февраля) 1875 года — в Петропавловской крепости, откуда 30 января (11 февраля) 1876 года был переведён в Дом предварительного заключения.

5 (17) мая 1877 года был предан суду и приговором от 23 января (4 февраля) 1878 года признан невиновным. В административном порядке подчинен гласному надзору с ограничением места жительства. Жил в Саратове, Москве. Достав паспорт на имя Ивана Васильевича Арапова, перешел на нелегальное положение и поселился в Санкт-Петербурге. В 1878 году принимал участие в издании нелегального журнала «Начало». Обыскан 5 (17) августа 1878 года, день содержался под стражей, затем освобождён, жил у Ип. Головина.

Как писатель дебютировал рассказом «Безгласный» (написан в Петропавловской крепости) в журнале «Отечественные записки» (1879 г.), в котором сотрудничал до его закрытия. Впоследствии Каронин печатался в «Русской мысли», «Северном вестнике» и в ряде поволжских газет. В его циклах «Рассказы о Парашкинцах» (1879—1880) и «Рассказы о пустяках» (1881—1882) а также в повести «Снизу вверх. История одного рабочего»[2] созданы картины разложения и обнищания пореформенной деревни.

Вновь был арестован 26 февраля (10 марта) 1879 года в Санкт-Петербурге на квартире Б. Ненсберга и привлечен к дознанию по делу о тайной типографии, обнаруженной в Санкт-Петербурге на Гутуевском острове. Содержался под стражей до 8 (20) декабря 1880 года, после чего освобожден под денежный залог. По удостоверению врача, страдал психическим заболеванием, развившимся во время одиночного заключения.

По высочайшему повелению 8 (20) июля 1881 года дело о Каронине-Петропавловском было разрешено в административном порядке с высылкой под гласный надзор полиции в Западную Сибирь на 5 лет. В ссылку был отправлен 26 сентября (8 октября) 1881 года.

С октября или начала ноября 1881 года находился в городе Кургане Курганского округа Тобольской губернии. В Кургане он написал несколько произведений, вошедших позднее в цикл «Рассказов о пустяках», — «Праздничные размышления», «Две десятины», «Несколько кольев», «Солома», «Пустяки» — и начал работу над серией рассказов «Снизу вверх». В «Рассказах о пустяках» изображена русская деревня, обманутая реформой 1861 года.

Вместе с ним приехала Варвара Михайловна Линькова, оставив мужа, «почетного дворянина», связала свою судьбу с судьбой борца-революционера. По доносу курганского исправника начальник тобольского жандармского управления писал губернатору в секретном рапорте от 4 (16) августа 1883 года: «Из находящихся в Кургане под надзором полиции политических ссыльных — Лебедева и Петропавловский — суть лица вредные… Петропавловский — человек скрытный и действует через свою сожительницу акушерку Линькову, которая во время практики, не стесняясь, порицает правительство и религию и преимущество отдает швейцарскому правительству. На основании упомянутых обстоятельств я прихожу к заключению о необходимости переместить этих лиц из Кургана, Лебедеву в г. Тару, а Петропавловского в г. Ишим…» Тобольский губернатор ответил на это согласием и предложил ишимскому исправнику учредить за Петропавловским «строгий полицейский надзор».

15 (27) сентября 1883 года Петропавловский переехал в город Ишим Ишимского округа той же губернии, где оставался до конца ссылки. В Ишиме состояние здоровья Петропавловского значительно ухудшилось. Он попытался перевестись обратно в Курган, но получил отказ. 23 февраля (6 марта) 1884 года напиписал губернатору прошение: «Я решился обратиться к вашему превосходительству с просьбой — дозволить мне наступающее лето провести в одной из окрестных деревень с г. Ишимом, что, может быть, хоть несколько поправит мое расшатанное здоровье…». Ему ответили: «Так как Ишим по своим климатическим условиям и малонаселенности мало чем отличается от деревни, то означенное ходатайство оставлено мною без последствий». Полицейский надзор за ним был строгим: за самовольную отлучку на несколько часов из города (ходили по ягоды) — Петропавловского посадили на неделю под домашний арест. В сентябре 1885 года была закончена серия очерков «По Ишиму и Тоболу».

По окончании 8 (20) июля 1886 года срока гласного надзора переехал в Казань, где состоял под негласным надзором полиции; печатает очерки под псевдонимом Н. Е. Сибиряк в «Казанском биржевом вестнике» и в «Волжском вестнике». С 1886 года сотрудничал в местных газетах, затем в «Русских ведомостях», «Русской мысли», «Отечественных записках».

Весной 1887 года вновь приехал на Урал и поселился в Верх-Исетском заводе (ныне в черте города Екатеринбурга), где подружился с Д. Н. Маминым-Сибиряком. Летом побывал на уральских заводах. Впечатления легли в основу очерков «Из поездки по Уралу», «Золотоискатели».

С 28 октября (9 ноября) 1887 года жил в Нижнем Новгороде, где его посетил Максим Горький. Находился под негласным надзором полиции, которая считала Петропавловского и его жену «безусловно вредными и опасными». В Нижнем Новгороде написал повесть «Борская колония». Нижегородский период Каронина был труден. Писатель много и плодотворно работал, но все сильнее нуждался, жил впроголодь и часто болел.

В мае 1889 года его пригласили фельетонистом в газету «Саратовский дневник», и он переехал в Саратов.

Николай Петропавловский умер 12 (24) мая 1892 года от горловой чахотки в городе Саратове Саратовской губернии, ныне город — административный центр Саратовской области. Его похороны на Воскресенском кладбище в Саратове превратились в массовую демонстрацию[3]. По донесению саратовских жандармов, среди венков писателю-революционеру были венки «От рабочих — защитнику угнетенных», «От женщин — защитнику обездоленных». Могила Каронина-Петропавловского Н.И. находится близко к могиле Чернышевского Н.Г.

Издания книг

  • Рассказы, т. 1—3, М., 1890—91
  • Сочинения [Вступ. ст. А. Г. Цейтлина], М. — Л.,1932
  • Сочинения [Вступ. ст. Г. П. Бердникова], т. 1—2, М., 1958.

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.