Иоасаф (Болотов)

Епи́скоп Иоаса́ф (в миру Иоанн Ильич Болотов; 22 января 1761, село Стражково, Кашинский уезд, Тверская губерния — май 1799, Охотское море) — православный миссионер, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии.

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иоасаф и фамилией Болотов.
Епископ Иоасаф
Епископ Кадьякский,
викарий Иркутской епархии
10 апреля  май 1799
Церковь Православная российская церковь

Имя при рождении Иоанн Ильич Болотов
Рождение 22 января (1 февраля) 1761(1761-02-01)
село Стражково, Кашинский уезд, Тверская губерния
Смерть май 1799 (38 лет)
Охотское море
Принятие монашества 1786 год
Епископская хиротония 10 апреля 1799 года

Биография

Его предки долгое время служили при храме в селе Стражково (Страшково) Кашинского уезда Тверской губернии (впервые упоминаются здесь в начале XVIII века). Он родился в том же селе в семье священника Илии Иванова.

С 1777 года обучался сначала в Тверской, затем в Ярославской духовной семинарии.

По окончании курса в последней был около четырёх лет учителем в Углицком духовном училище.

В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре около Ярославля.

4 мая 1783 года императрица Екатерина II, снисходя на просьбу «именитых граждан» Ивана Голикова и Григория Шелихова, чтобы «в найденной ими северной части Америки основать и умножить христианский закон», повелела Святейшему Синоду учредить северо-американскую кадьякскую миссию. Начальником этой миссии был сделан иеромонах Валаамского монастыря Иоасаф, о котором известный своею святою жизнию игумен валаамский Назарий дал прекрасный отзыв. В помощь ему назначены иеромонахи: Афанасий (Михайлов), Макарий (Александров), Ювеналий (Говорухин), иеродиакон Нектарий (Панов) и монах Герман (Зырянов)[1].

Иоасаф произведён был в архимандриты и получил приказание «пребывание иметь на острове Кадьяке». На дальнюю дорогу ему выдано 500 рублей, прочим членам миссии — по 250 рублей. Он получил такую же инструкцию, какая была сочинена в 1769 году на такой же случай для Тобольской епархии. Кроме того, петербургский митрополит Гавриил дал ему от себя письменное наставление.

Вид на остров Кадьяк

В начале 1794 года миссия с представителями российско-американской компании отправилась в Америку. В Иркутск она приехала 16 марта того же года; 2 мая отправились в путь далее и 12 июля прибыли в Охотск в сопровождении одного из участников американской компании, Григория Шелихова, который снабдил миссию всем необходимым на три года. Своим поведением и ревностию к святому делу миссионеры уже в Иркутске приобрели такое уважение, что жители проводили их «с великим усердием и слезами». По прибытии в 1794 году в Кадьяк, где компания имела уже своё поселение, миссионеры построили церковь, школу и немедленно приступили к проповеди Евангелия среди туземцев и в этом высоком деле достигли быстрых успехов. Епископ Иркутский и Нерчинский Вениамин (Багрянский) уже 23 января 1796 года доносил Синоду, что миссия крестила 6740 человек и сочетала браком 1573 человек. 25 мая 1795 года архимандрит Иосаф послал иеромонаха Макария для проповеди на Алеутские острова и до 24 июня 1796 года он на двадцати пяти островах, имевших до 50 селений, окрестил 2472 человек, браков повенчал 536, в том числе 36 браков русских с алеутками. В том же 1795 году архимандрит Иоасаф отправил иеромонаха Ювеналия в Неучек, где тот и окрестил более 700 чугач; затем в селений Кенайском окрестил всех тамошних жителей. В следующем году Ювеналий переправился на Аляску к озеру Илиамна или Шелихову, где был убит язычниками. Прочие члены миссии, кроме обыкновенного служения в церкви, занимались ещё обучением детей в школе. Быстрые успехи кадьякской миссии в деле проповеди Слова Божия язычникам и постоянные ходатайства Голикова пред Синодом об определении епископа в северо-американские владения компании, побудили Св. Синод учредить Кадьякское викариатство в Иркутской епархии.

19 июля 1796 года состоялось учреждение Кадьякского викариатства; Кадьякским епископом назначен архимандрит Иоасаф, с тем, чтобы хиротония над ним совершена была иркутским епископом единолично, по отдалённости епархии. Содержание ему назначено в 4030 рублей Новому епископу вменено в особую обязанность стараться об учении туземного юношества русскому языку и грамоте. Прибыв в Иркутск в декабре 1798 года архимандрит Иоасаф дал обстоятельные ответы на запросы Св. Синода о подробностях своих действий; таким образом, составлено было им обстоятельное «Топографическое, климатическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка»; оно напечатано в журнале «Друг Просвещения» за октябрь 1805 года.

10 апреля 1799 года архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа епископом Иркутским и Нечинским Вениамином и вскоре после этого он выехал обратно на остров Кадьяк.

10 мая епископ сел со своей свитой в Охотске на судно «Феникс». Корабль не прибыл в пункт назначения, лишь его остатки были выброшены на берег острова Кадьяк[2]. Вместе с 38-летним епископом погибли все сопровождающие (включая миссионеров иеромонаха Макария и иеродиакона Стефана) — судно «Феникс», на котором он плыл, затонуло в Охотском море.

Подробностей гибели «Феникса» не сохранилось; неизвестны и самый день, в который произошла эта трагедия, и лишь некоторые незначительные обстоятельства усматриваются из письма правителя Российско-американской компании Александра Баранова, адресованного Александро-Невской лавры соборному иеромонаху Гедеону: «…Касательно разбития компанейного фрегата Финикса, инаоном потери бывшаго преосвященного иоасафа Совсею Его Свитою и судовым экипажем. Помянутое Судно от правилас из охоцка в осень 1799 года пряма сюда накадьяк, а Видели Ево 28 числа октября того году недалеко от уналашки, против острова умнака русские и алеуты тамошние. ногде оное разбилос ипсся пор неполучено никаких Верных сведений, причиноюже нещастия сему полагают бывшие приотправлении их в охоцве ту што там свирепствовало тогда смертоносное поветрие … аможет быть ис следуюших при сем транспорте … некоторые заражены были теми же болезнями распронили напрочих. истаться могло што имореход … Господин Шильц от той же скончался, а другова небыло, апотому исудно может быть безуправления осталось вбеспрепядственном действии стихии волн и Ветров. однакоже Видимсобыло в близи уналашки подпарусами присильной погоде к кодьяку путь напрвляем. … Вначале июня м-ца последующего уже 1800 года … выкидывало судовые доски … даже иоколо уналашки Восковые свечи … и Верных слухов оместе разбития неперенято. сказывал только один из американских капитанов иосиф океин; якобы слышал от других будто около бухты бокерело и бобровой, где приставал прежней беринговой экспедиции капитан Чириков…»[3].

После этого печального события надолго оставлены были заботы об открытии Американской епархии.

Литература

Примечания

  1. АЛЯСКИНСКАЯ (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯ // Православная энциклопедия. М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий Анфим Анхиальский». — С. 89-91. — 752 с. 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.; Матисон А. В. Священно-церковнослужительские роды Болотовых Тверской губернии // Генеалогический вестник. — 2002. — Вып. 8. — С. 56. —ISBN 5-94030-029-4.
  2. Кирьяж
  3. Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794—1837 гг.). — Валаам, 1894. — С. 290—291. Цит. по: История иерархии Русской Православной Церкви : Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями) / гл. ред. протоиерей Владимир Воробьёв. М.: ПСТГУ, 2006. — С. 24. — ISBN 5-7429-0143-7. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2020. Архивировано 4 апреля 2019 года.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.