Жеребцов, Александр Михайлович (мелиоратор)

Алекса́ндр Миха́йлович Жеребцо́в (1857? — май 1917) — российский помещик, первый в России практик-мелиоратор[2]:С. 10, получивший известность благодаря созданной в конце XIX — начале XX века системе мелиорации на территории Области Войска Донского (современная территория Фроловского района Волгоградской области).

Александр Михайлович Жеребцов
Дата рождения 1857?
Место рождения
Дата смерти май 1917
Подданство Российская империя
Род деятельности путейский инженер, помещик, мелиоратор
Отец Михаил Ильич Жеребцов
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Рождение, ранние годы

Михаил Ильич Жеребцов

Отец — крупный землевладелец, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Михаил Ильич Жеребцов (1821—1893). Входил в третий состав городской думы Таганрога (1880), где исполнял обязанности заступающего головы; староста церкви св. Марии Магдалины. Был награждён орденами Святой Анны II степени, Святого Станислава II степени, золотой и двумя серебряными медалями «За усердие». Ему принадлежал двухэтажный особняк в Таганроге, известный как дом Жеребцова, который с 1992 года является объектом культурного наследия регионального значения[3][4].

Александр Михайлович после обучения в Гёттингенском университете получает в управление от отца земли в Усть-Медведицком округе Области Войска Донского с усадьбой в Дудачном. Здесь он понимает, что урожай сильно зависит от погодный условий. Решение проблемы он видит в орошении. Жеребцов отправляется в путешествие по Франции и Италии, где знакомится с техникой и режимами поливов[5].

В 1879 году он строит первый пруд на Осиновской балке. Затем будут пруды Дудачий, Крутой, Нижне-Осиновский и многие другие.

Жеребцов занимался благотворительностью. На его деньги в хуторах построены школы и церкви.

Становление

Александр Михайлович получил образование в Германии, изучал технику и режимы поливов в Италии и Франции. В результате этого возникла идея мелиорации в условиях ненадёжного зернового хозяйства засушливых южнорусских степей. Для орошения полей решено было использовать талую воду, которая собиралась бы в искусственных прудах, созданных в верховьях балок. Всего за 35 лет было создано около шестидесяти прудов.

В 1878 году Жеребцов получил на орошаемых полях троекратный, по сравнению с богарными землями, урожай. Такое преимущество орашаемых земель послужило причиной строительства Дудачинской оросительной системы. В бассейне реки Берёзовки, в верховьях балок, помещик соорудил земляные плотины с водовыпускными сооружениями, образовав четыре пруда. От них была проведена система самотечных каналов, по которым передавалась вода для орошения 1 310 га. Система получила название Жеребцовский орошаемый участок[6].

Описание системы

Усадьба в Серебряных Прудах

В период с 1879 по 1905 годы Жеребцов создал в условиях сухой степи Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского (ныне Фроловский район Волгоградской области) оросительную систему на местном стоке. Эта территория находится на водоразделе Медведицы и её притоков, и изрезана многочисленными балками. Мелкие реки, такие как Арчеда и её приток Дубовая, Берёзовка с притоком Безымянная, в верховьях являются пересыхающими, то есть наполняются только весной в период таяния снега. Для сбора и сохранения талых и дождевых вод на таких пересыхающих балках Жеребцов устроил изначально в верховьях балок четыре пруда с общей полезной ёмкостью более 7 миллионов кубометров.

Для устройства пруда строилась земляная плотина с ядром из глины. Длина плотин составляла 225—480 метров, ширина по низу — 64-85 метров. Откосы глухих плотин были укреплены плетнём, хворостом и обсажены ивой. Каждый пруд имел систему каналов-валов высотой 65-107 см для сбора воды с прилегающей водосборной площади. Пруд Дудачий был выше Крутого на 8,9 м и Осиновского - на 7,9 м. Ниже по балке Дудачей были еще 34 запруды-лужка. Из прудов в магистральные каналы вода выпускалась по трубе диаметром 300 мм, снабжённой затвором на кирпичном основании. Из шести магистральных каналов вода поступала в сеть распределительных каналов, из них в выводные борозды, затем на поля и луга. Уровень воды в прудах был выше поверхности полей, и вода поступала на орошаемые участки самотёком.

Будучи первопроходцем оросительной мелиорации сельскохозяйственных земель, Жеребцов испытывал недостаток знаний, опыта и фактических данных по стоку, водопотреблению, поливным (оросительным) нормам, научному обоснованию гидротехнических решений. Поэтому данные проблемы ему приходилось решать самостоятельно, методом проб и ошибок, с анализом полученных результатов и поиском новых путей решения. Проектирование и строительство прудов и орошаемых участков велось поэтапно, с постоянных наблюдением, проведением опытов и сбором фактического материала. Такой подход привёл к совершенствованию со временем системы орошения — проводились мелиоративные мероприятия по защите земель от эрозии: выравнивание и закрепление промоин, устройство прудков и лиманов. Осенью 1890 года по буграм и водоразделам рек высадили лесополосы шириной до 10 метров.

В период максимального развития системы общая площадь орошаемых земель в хозяйстве составляла 1372 гектара. Яровые поливали 1-2 раза, озимые — 2 раза: осенью, сразу после посева и весной. Норма полива составляла 890 м³/га. Люцерну поливали после каждого укоса. Помимо прудов для полива, Жеребцов устроил ещё 24 пруда в тальвегах балок для затопления сенокосных лугов и 33 пруда для водопоя скота. Затопление по мёрзлой почве производили в течение 7 суток, при талой почве — 1-2 суток, после чего воду спускали в нижележащий лиман[7].

В своей практике Жеребцов столкнулся и с негативными последствиями орошения в виде подъёма уровня грунтовых вод, заболачивания, осолонения водоёмов и засоления почв. Ответом на это стало строительство в 1911 году первой в России системы закрытого горизонтального дренажа на орошаемых землях на участке в 11 гектаров.

На одном из своих участков он организовал первую в России опытно-мелиоративную станцию, где осуществлялись натурные наблюдения и исследования. С 1892 года опытная станция получила статус государственной.

Будучи пионером орошения в степной зоне, исследователем, популяризатором и пропагандистом мелиоративного дела, Жеребцов бескорыстно передавал последователям свой опыт, организовывал для специалистов практику непосредственно на своих полях. Среди самых выдающихся последователей Жеребцова — два первых академика-мелиоратора: Алексей Николаевич Костяков и Борис Аполлонович Шумаков[2]:С. 133-135.

Конец жизни, смерть

Могила Жеребцова в хуторе Арчедино-Чернушенском

В 1903 году Жеребцов продаёт своё имение правлению Войска Донского, объясняя это так: «Чтоб устроить в надёжные руки, так как сам я нездоров». В том же году на его средства в хуторе Арчедино-Чернушинском была построена каменная церковь Александра Невского[8][9].

Александр Михайлович скончался в летом (в мае?) 1917 года по дороге из Петрограда. Гроб с телом от станции Арчеда до хутора Арчедино-Чернушенского, где он и был похоронен, несли на руках. «Могила учёного-мелиоратора Жеребцова А.М.», расположенная в центре хутора, является памятником истории регионального значения[10].

С установлением советской власти на землях Жеребцова был создан совхоз «Дудачный».

Личная жизнь

Женат он не был, брал на воспитание 12-летнего сироту Ивана Еланцева, вырастил, снарядил по казачьему обычаю в армию, а позже Еланцев работал с ним на нивелировке и поливах. Прожил приёмный сын долгую жизнь, умер в начале 1970-х.

Наследие

Созданная Жеребцовым система получила второе рождение в 1920-х годах после того, как голод в Поволжье заставил власти нового государства обратить внимание на вопросы получения стабильного урожая в условиях засушливой степи. В 1922 году начался ремонт и модернизация Жеребцовского орошаемого участка, стали проводится почвенно-ботанические исследования, учёт водных ресурсов с целью достижения максимального эффекта от их эксплуатации. Эта работа дала начало Иловлинской опытной мелиоративной станции, на которой впоследствии изучались вопросы возделывания сельскохозяйственных растений в условиях заливной поймы с орошением и без, луговодства и полеводства, и иные[6].

Сохранились некоторые пруды Жеребцова и две его помещичьи усадьбы: в Серебряных прудах и Дудаченском.

В Cеребряных прудах здание усадьбы деревянное. В советское время усадьба была переоборудована в пионерский лагерь. С мая по сентябрь 1942 года в лагере размещалась очередная смена Артека, эвакуированная из Крыма в связи с боевыми действиями[11]. Природа и быт пионеров описаны в книге одного из артековцев[12].

В Дудаченском находится каменная усадьба. Построено оно в 1880-х годах и с него началась история населённого пункта. Здание имеет цокольный и первый этажи. По состоянию на 2013 год с одной стороны сохранилась лепнина, оригинальные полы и двери. За всё время существования в доме находилась школа, сельсовет, участковая больница. С 2010 года и по состоянию на 2013 год здание пустовало[13].

Оценки

Он был одним из первых мелиораторов в области.

Инженеры-мелиораторы Анатолий Лавринов, Александр Барутенко отмечали, что система орошения, предложенная Жеребцовым, имеет существенные недостатки в виде засоления орошаемых земель и невозможности накопления достаточного объёма воды в прудах в малоснежные и сухие годы[14]. Впрочем, эти недостатки были замечены и самим Жеребцовым, предложены пути их устранения.

Примечания

  1. Косьян Л. У него вода шла в горуВперёд, 2021. — вып. 94—95 (15911—15912). — С. 3.
  2. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в России / А. В. Колганов, Н. В. Сухой, В. Н. Шкура, В. Н. Щедрин; под ред. В. Н. Щедрина. — РосНИИПМ. — Новочеркасск, 2016. — 222 с. 500 экз. — ISBN 978-5-9907461-2-1.
  3. Жеребцов Михаил Ильич // Энциклопедия Таганрога. — Таганрог : Антей, 1998. — С. 264—265. — 623 с. 3000 экз.
  4. Объект культурного наследия № 6131008000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Дата обращения: 2019-07-17.
  5. Моников, 2015, с. 296.
  6. Булюлина Е.В. «Убьем наукой засуху и голод!»: Из истории первых опытных мелиоративных учреждений в Нижнем Поволжье. 1921-1925 гг. // История науки и техники : журнал. М.: Научтехлитиздат, 2011. № 12. С. 25-29. ISSN 1813-100X.
  7. Маслов Б.С. Очерки по истории мелиорации России. М., 1999. — 503 с. — ISBN 5-85941-114-6.
  8. Редькина, О. Ю. Православные приходы Глазуновского благочиния Донской епархии в 1890-х гг. — 1915 г.: по страницам клировых ведомостей / О. Ю. Редькина, Т. А. Савина // Казачество России: прошлое и настоящее : сб. науч. ст. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. — Вып. 1. — С. 313. — 420 с.
  9. Шадрина, А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии конец XVII века — 1920 г. : Справочник / Отв. редактор А. В. Венков. Ростов н/Д : Антей, 2014. — С. 40. — 440 с. 300 экз. ББК 86.372я2. — ISBN 978-5-91365-221-8.
  10. Объект культурного наследия № 3432101000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Дата обращения: 2019-07-17.
  11. Самая длинная смена «Артека»: Пионеры писали родителям письма на арбузах. Комсомольская правда (19.06.2014). Дата обращения: 21 июля 2019.
  12. Диброва Алексей. Артековский закал.
  13. Дом помещика Жеребцова требует реставрации. Волгоград-ТРВ (06.08.2013). Дата обращения: 17 июля 2019.
  14. Лавринов А., Барутенко А. Вода — это жизнь // Relga : журнал. — 1999. — 21 декабря (№ 24 (30)). ISSN 1814-0149.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.