Единоличник

Единоли́чник, крестья́нин-единоли́чник — крестьянин, имеющий отдельное самостоятельное хозяйство. Обычно противопоставляется колхознику.[1] При этом единоличное хозяйство вовсе не освобождало его владельца от необходимости выполнения им советского производственного плана, за невыполнение которого его ожидали те же наказания, что и колхозников, важнейшим отличием единоличников от колхозников являлся способ учёта труда (трудодни), который на единоличников не распространялся, кроме тех единоличников, которые вступали в сельскохозяйственные кооперативы. Налоговая нагрузка (продналог) на единоличников была более чем вдвое выше сборов с колхозников. Каждая урожайная единица (плодоносящее дерево или куст растения) на приусадебном участке единоличника облагалась земельным налогом, единица личного скота — подоходным налогом. Единоличники платили ещё и с дохода, получаемого от продажи своих продуктов. Невыполнение единоличниками плана по заготовкам, невыплата налога, укрывательство урожая или его части от государства были готовым составом преступления[2][3].

История и политическая окраска термина

В годы Гражданской войны и коллективизации — отрицательно окрашенный политический термин, применявшийся по отношению к крестьянам, так или иначе сопротивлявшимся процессу обобществления средств производства, вне зависимости от фактической формы ведения хозяйства. Так, «единоличником» могли называть батрака, не имевшего собственного хозяйства, но прилагающего усилия к обзаведению оным.

Единоличное ведение хозяйства рассматривалось партией как отсталая экономическая форма, по сравнению с коллективной и государственной, и политика в отношении ведущих такое хозяйство менялась в период коллективизации от сравнительно мягких[4][5] до предельно жестоких форм, получивших, в итоге, осуждение в 1930 году[6]

Помимо объединения индивидуальных хозяйств в колхозы, происходило также раскулачивание единоличников, массовое переселение не подчинявшихся этим мерам крестьян с семьями. Оценка хозяйств «на раскулачивание» производилась часто совершенно произвольно, и многие крестьяне-«середняки» оказывались лишены всего, что имели.

В процессе развития СССР коммунистическая партия последовательно проводила политику искоренения индивидуального хозяйствования крестьян до середины 1950-х годов, когда коллективизация была сочтена завершённой в том числе и в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, вошедших в состав СССР в предвоенные годы.

К 1975 году крестьяне-единоличники и некооперированные кустари практически исчезли.[7]

В статистике по сельскохозяйственному сектору экономики понятие «единоличник» («крестьянин-единоличник») употребляется на протяжении практически всего времени существования СССР, в частности — при описании экономики других стран[8].

В настоящее время

Сегодня в отношении крестьян-единоличников чаще применяется термин «фермер», в производстве и в сфере обслуживания — «индивидуальный предприниматель». Или схожее со словом «Единовладелец».

В искусстве

  • Образ крестьянина-единоличника нашёл многократное отражение в произведениях искусства, и в советской литературе и кино он имеет в целом отрицательную окраску в противопоставлении с колхозниками. Единоличник либо показывается врагом Советской власти (активным или пассивным, явным или скрытым), либо под воздействием внешних обстоятельств пересматривает свои взгляды и принимает идеологию коллективного труда.
  • Один из главных героев романа Мо Яня "Устал рождаться и умирать" Лань Лянь является последним единоличником во всём коммунистическом Китае.

См. также

Примечания

  1. Единоличник // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  2. Советская деревня глазами ВЧК—ОГПУ—НКВД, 1918—1939. Документы и материалы: в 4-х тт. Том 3: 1930—1934 гг. Кн. 2. 1932—1934 гг. — М.: РОССПЭН, 2005. — С. 127, 218, 508-583, 617-649.
  3. Шалак А. В. Война как фактор трансформации социального статуса крестьянства. // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2005. — Вып. 7. — С. 81-83
  4. Кооперативный план В. И. Ленина // Конда — Кун. М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
  5. В. И. Ленин. статья «О кооперации» (1923)
  6. Постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» 1930
  7. Статистические группировки // Собаки — Струна. М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
  8. Коллективизация // Кварнер — Конгур. М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 12).
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.