Дуэль Чернова и Новосильцева

Дуэ́ль Новоси́льцева и Черно́ва — знаменитая в русской истории дуэль, которая произошла на северной окраине Петербурга 10 (22) сентября 1825 года[1]. Оба дуэлянта — флигель-адъютант Владимир Дмитриевич Новосильцев и поручик Семёновского полка Константин Пахомович Чернов — получили смертельные ранения. Причиной дуэли стал отказ Новосильцева из-за сопротивления его матери Екатерины Владимировны жениться на сестре Чернова.

Место дуэли

Семья Новосильцевых

Екатерина Новосильцева была дочерью графа Владимира Орлова и наследницей его огромного состояния. Она боготворила своего единственного сына, названного в честь деда Владимиром, мечтала для него о блестящей невесте. Молодой Новосильцев подавал всем большие надежды: хорошо учился, «блистал в обществе, играл хорошо на гобое, изящно танцевал и ловко бился на рапирах; будучи очень высокого роста, как все внуки братьев Орловых, он превосходил их всех красотой».

К её негодованию Владимир решил жениться на бедной и незнатной девице Черновой, дочери генерал-майора Пахома Чернова. Все свои усилия Екатерина Новосильцева приложила на препятствование этому браку. Она всячески затягивала дело, притворно хорошо относясь к семейству Черновых, в то же время говоря другим: «Могу ли я согласиться, чтобы мой сын, Новосильцев, женился на какой-нибудь Черновой, да ещё вдобавок и Пахомовне. Никогда этому не бывать!» Своим упорным сопротивлением ей удалось достигнуть того, что Владимир взял назад своё обещание жениться.

Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира на поединок. Новосильцева оповестила об этом главнокомандующего в Москве, графа Сакена, приказавшего отцу Чернова, бывшему у него подчинённым, прекратить дело.

Дуэль

Усилия Новосильцевой не смогли предотвратить дуэли на смертельных условиях. Она состоялась на окраине Лесного парка (ныне парк Лесотехнической академии; 59°59′49″ с. ш. 30°20′04″ в. д.). Секундантом Чернова был его приятель[2], также член Северного тайного общества «декабристов» К. Ф. Рылеев, который содействовал превращению дуэли в общественное событие, а похорон Чернова — в публичную манифестацию, первую в России[3].

Мы, секунданты нижеподписавшиеся, условились:

1) Стреляться на барьер, дистанция восемь шагов, с расходом по пяти.

2) Дуэль кончается первою раною при четном выстреле; в противном случае, если раненый сохранил заряд, то имеет право стрелять, хотя лежащий, если же того сделать будет не в силах, то поединок полагается вовсе и навсегда прекращенным.

3) Вспышка не в счет, равно осечка. Секунданты обязаны в таком случае оправить кремень и подсыпать пороху.

4) Тот, кто сохранил последний выстрел, имеет право подойти сам и подозвать своего противника к назначенному барьеру.

Полковник Герман.

Подпоручик Рылеев.

Ротмистр Реад.

Подпоручик Шипов

Условия дуэли флигель-адъютанта Новосильцева с поручиком Черновым[4]

Оба участника дуэли были смертельно ранены — Новосильцев в печень, Чернов в голову.

Приехав в Петербург, мать Новосильцева ещё застала своего сына живым, но все усилия врачей, во главе с известным доктором Арендтом, которому было обещано 1000 рублей за выздоровление сына, оказались тщетными. 14 сентября 1825 года Владимир Новосильцев скончался[5].

Тело его было забальзамировано и отправлено в Москву, туда же вернулась и Екатерина Владимировна, увозя с собой в закупоренном серебряном сосуде сердце сына. Похоронив сына в Новоспасском монастыре, и построив церковь на месте ранения сына, она предавалась молитвам и благотворительности, не снимая более никогда траура.

Похороны Чернова

На смерть Чернова
Клянёмся честью и Черновым:
Вражда и брань временщикам,
Царя трепещущим рабам,
Тиранам, нас угнесть готовым!

Похороны Чернова Северное тайное общество превратило в первую в России политическую демонстрацию.

…решено было, когда Чернов умер, чтобы за его гробом не смело следовать ни одного экипажа, а все, кому угодно быть при похоронах, шли бы пешком, — и действительно страшная толпа шла за этим хоть и дворянским, но все-таки не аристократическим гробом — человек 400. Я сам шел тут. Это было что-то грандиозное.

О причине…

Память о дуэли

Орлово-Новосильцевская богадельня

Неутешная мать Новосильцева желая искупить свою вину в трагедии, приобрела постоялый двор в Лесном, где умер её сын, и, истратив около 1 миллиона рублей, возвела на этом месте Князь-Владимировскую церковь (архитектор И. И. Шарлемань 1-й) и богадельню — Новосильцевское благотворительное заведение.

От последнего образовалось название Новосильцевской улицы (с 15 декабря 1952 года — Новороссийской), а в конце XX века, в память о прежнем названии улицы, Новосильцевским назвали примыкающий к ней проезд.

В 1834 году места, где на расстоянии восьми шагов друг от друга стояли стрелявшие, были отмечены двумя круглыми тумбами. В 1940-х гг. тумбы были утрачены и восстановлены в начале 1960-х годов. По инициативе Лесотехнической академии и, в первую очередь, — директора библиотеки Т. А. Зуевой 10 сентября 1988 года на месте дуэли в присутствии внуков и правнуков Чернова был установлен памятный знак: гранитная стела высотой 250 см с надписью работы архитектора Владимира Васильковского[1][6].

Примечания

  1. Лаврентьев Н. В. Клянёмся честью и Черновым... / №№ 5 (33) и 6 (34). — История Петербурга. СПб.: Нестор, 2006. — С. 61—65; 53-58.
  2. Встречающиеся в публикациях сведения о том, что Рылеев и Чернов — двоюродные братья, сомнительны. См. Готовцева А. Г., Киянская О. И. Правитель дел: К истории литературной, финансовой и конспиративной деятельности К. Ф. Рылеева. СПб.: Нестор-История, 2010. — С. 84—85. — 284 с. 500 экз. — ISBN 978-5-98187-620-2..
  3. Ю. М. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 472—762.
  4. В кн.: Востриков А. Книга о русской дуэли. СПб.: Азбука, 2004. — 320 с. — ISBN 5-352-01107-0.
  5. Новосильцевская церковь // Кружок изучения Лесного при Коммерческом училище в Лесном : Брошюра. — 1917. № 1. С. 3.
  6. Исаченко В. Г. Памятник на месте дуэли К. П. Чернова и В. Д. Новосильцева // Памятники Санкт-Петербурга. СПб.: Паритет, 2004. — С. 302. 5000 экз. — ISBN 5-93437-188-6.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.