Дровянников, Василий Евдокимович

Васи́лий Евдоки́мович Дровя́нников (1 января 1890, село Царский Дар, Майкопский отдел, Кубанская область — 1941, Москва) — оперный певец, солист Большого театра. Член РСДРП(б) (1917), занимался активной революционной деятельностью, один из организаторов советской власти в Майкопском отделе Кубанской области.

Василий Евдокимович Дровянников
Основная информация
Имя при рождении Василий Евдокимович Дровянко
Дата рождения 1 января 1890(1890-01-01)
Место рождения село Царский Дар, Майкопский отдел, Кубанская область, Российская империя
Дата смерти 1941(1941)
Место смерти Москва, СССР
Похоронен
Страна  СССР
Профессии
Певческий голос Бас
Жанры опера
Коллективы Большой театр
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился 1 января 1890 года в селе Царский Дар (ныне село Великовечное Белореченского района Краснодарского края) в семье крестьянина-переселенца из Воронежской губернии Евдокима Дровянко. Помимо младшего Василия в семье было двенадцать детей, проживали крайне бедно в саманной хатке с земляным полом и соломенной крышей. Коренное казачье население традиционно не жаловало приезжих, поэтому еще будучи ребёнком Василий невзлюбил сложившийся на Кубани казачий уклад жизни[1].

Через некоторое время бедность вынудила Василия покинуть семью и уехать на заработки в Екатеринодар. В областном центре он устроился на завод, здесь же вступил в революционное подполье.

В 1912—1917 годах проходил военную службу, принимал участие в Первой мировой войне.

Партийная деятельность

В марте 1917 года вступил в партию большевиков при штабной фракции. За агитацию против войны, против июньского наступления в 1917 году был заключен в Луцкий замок, но как председатель полкового комитета взят товарищами на поруки и отпущен. За проведение большевистской агитации посажен в киевскую тюрьму, но восставшими солдатами освобожден[2].

На партийной работе в Кубанской области

В октябре 1917 года бежал из Киева на Кубань, прибыл в родное село Царский Дар. В то время там шла предвыборная кампания по выборам в Кубанскую раду. Своим выступлением на съезде в Майкопе подорвал голосование за представителя от богатой верхушки села. В выступлении агитировал против контрреволюционно настроенных организаторов съезда, против военной политики царя, вёл усиленную пропаганду за партию большевиков.

В декабре 1917 года был избран комиссаром села Царский Дар и его окрестностей, где и работал «под страхом смерти среди атаманов и прочей своры».

Был организатором и начальником штаба Коммунистического полка имени В. И. Ленина в Майкопском отделе, созданным для борьбы против Л. Г. Корнилова. Столкновения с войсками Корнилова произошли в 1918 году в районе Некрасовская — Филипповская — Царский Дар[2].

В районе Владикавказа, будучи больным сыпным тифом, попал в плен и заключен в екатеринодарскую тюрьму. , Так как белогвардейской контрразведке не удалось установить принадлежность Дровянникова к партии большевиков, был отпущен под надзор по болезни. После освобождения скрывался в подполье вплоть до прихода Красной Армии.

В 1920 году работал в Майкопском ревкоме, позже заведующим политбюро Майкопского отдела[2].

С 1921 года Дровянников работал в Кубано-Черноморской ЧК. В этот период времени проживал в Екатеринодаре в доме № 93 на улице Рашпилевской. Здесь он заведует рабоче-крестьянской инспекцией, издаёт и редактирует газету «Красное знамя» (ныне «Вольная Кубань»).

Через два года был командирован в Сочи, где основал и редактировал газету «Красный Сочи».

Оперная карьера

Незаурядные вокальные данные Василия Дровянникова начали проявляться с детства. Первым запевалой в семье считался его старший брат Степан, который пел на клиросе храма святителя Николая, но когда густым басом затягивал младший Василий, «люстра в церкви гасла»[1].

Сотрудники по службе в Кубано-Черноморской ЧК также не могли не обратить внимания на талант своего коллеги:

Чаще всего мы собирались в доме № 93 на улице Рашпилевской, где жил в то время Дровянников Василий Евдокимович, будущий знаменитый певец. Выделялся он неиссякаемой энергией, задором. Располагал и своей внешностью — высокий, стройный, с короткими усиками на загорелом лице.

А как он пел! Его мощному басу тесно было в стенах комнатки. Мы до поздней ночи просили его петь русские и украинские песни, которые он очень любил. Песни в его исполнении вызывали в товарищах и светлые слезы, и грусть, и радость. Многие советовали ему посвятить себя профессии артиста, серьезно учиться пению, но он отшучивался…

Воспоминания бывшей сотрудницы ЧК Кубани Валентины Васильевны Павловой[2]

Кто-то из товарищей в 1925 году попросил профессора Кубанского музыкального училища (теперь Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова) Винченцо Монтиконе-Майна послушать голосистого коллегу. Профессор дал Василию Евдокимовичу следующую рекомендацию: «Тов. Дровянников обладает обширным голосом (басом) с колоссальным диапазоном: внизу от контр-до и вверх до фа-диез включительно, что составляет 18 полных нот и является исключительной редкостью среди вокалистов мира… При соответствующей обработке может стать артистической величиной».

Здесь же в Кубанском музыкальном училище Василий Дровянников впервые начал постигать азы вокального искусства, но ужу через полгода по линии партии он получил направление на учёбу в Московский музыкальный образцовый техникум (класс Г. П. Гандольфи). В столице параллельно с обучением в музыкальном техникуме он работал в правлении Госкино уполномоченным по просмотру сценариев и заведующим первым художественным кино на Арбате, сотрудником орготдела в ЦК РКП(б).

На отдыхе в Сорренто с семьёй Максима Горького (май 1928 года)

Через два года его перевели в студию Большого театра (класс Е. Чернышевой), а уже 13 сентября 1927 года газета «Известия» писали: «Произошел первый за столетнюю историю театра случай: студийца Дровянникова до окончания им школы в середине сезона зачисляют сверх штата артистом-солистом Большого театра»[1].

В 1927 году нарком просвещения А. В. Луначарский личным распоряжением отправил Василия Евдокимовича на стажировку в Италию в миланский театр «Ла Скала»[3].

Через год Дровянников получил три предложения: стать премьером этой самой знаменитой в мире оперы, отправиться в месячное турне по США с астрономическим гонораром в 25 тысяч долларов и дать 34 концерта в Европе.

Он принял последнее. Гастроли (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Турин, Палермо, Берлин и Париж) прошли блестяще. Возвращение на Родину тоже было триумфальным: «красный Шаляпин», икона молодой советской России, за два месяца объездил с концертами всю страну: от Тбилиси до Владивостока, от Душанбе до родной Кубани.

По возвращении в Советский Союз был принят в оперную труппу Большого театра. Исполнял партии Спарафучилле в «Риголетто» Дж. Верди, Гремина в «Евгении Онегине» П. Чайковского, князя Гудала в «Демоне» А. Рубинштейна. В опере «Тихий Дон» И. Дзержинского пел войскового атамана и, выезжая верхом, объявлял куреню о начале войны с Германией. Однажды лошадь понесла через всю сцену, но бас нашелся: «Казаки, за мной!».

В 1940 году снялся в фильме Камиля Ярматова «Дочь Памира» на Таджикской киностудии сыграл главного героя Абдуло.

Скончался в 1941 году после проведённой в Кремлёвской больнице сложной операции[4]. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Семья

  • Дровянникова-Чернышева, Евгения Болеславовна — супруга.

Литература

  • Швец Н. Г. Кубанский самородок. — Краснодар, 2005.

Примечания

  1. Бас революции Василий Дровянников. БЕЗ ФОРМАТА.RU Краснодар. Дата обращения: 11 января 2018.
  2. Дергачёв Л.И., Кулаков В.А., Новоставский Н.С. Найти и обезвредить. Очерки и воспоминания о чекистах Кубани. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1985. — 448 с.
  3. Кубанский «белый платочек». Православие.RU. Дата обращения: 11 января 2018.
  4. От Майкопа до Милана (недоступная ссылка). Сайт газеты "Майкопские новости". Дата обращения: 11 января 2018. Архивировано 11 января 2018 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.