Дракос, Георгиос
Георгиос Дракос (греч. Γεώργιος Δράκος; 1788 — 1827, Халкис) — известный греческий военачальник, участник Освободительной войны Греции 1821—1829 годов.
Георгиос Дракос | |
---|---|
греч. Γεώργιος Δράκος | |
| |
Дата рождения | 1788 |
Место рождения | Сули, Эпир |
Дата смерти | 1827 |
Место смерти | Халкис |
Род войск | иррегулярные войска |
Сражения/войны | |
Медиафайлы на Викискладе |
Семья
Георгиос Дракос родился в 1788 году в одном из 11 сёл образовывавших Сулиотскую конфедерацию (греч. Σουλιώτικη Συμπολιτεία) на юге Эпира — бывшей в период османского господства одной из основных греческих вольниц. Отцом его был Димос Дракос, принадлежавший большому сулиотскому клану Дракосов[1], отличившийся в войнах против правителя османского Эпира Али-паши[2]:A-327 и увековеченный народной Музой[2]:А-330:
- И Димос Дракос крикнул из Сули свысока
- Куда вы прёте собаки Селихтар, Мухтар-паша
- Здесь вам не Ламбровида, не Хормова
- Детей и жён брать в цепи рабства
- Здесь Сули страшное для турка
- Здесь Дзавеласа бьёт вас баба
В 1803 году, после третьего похода Али-паши и устроенной им блокады, сулиоты были вынуждены совершить прорыв и перебрались на Ионические острова, находившиеся на тот момент под российским контролем. Георгию Дракосу тогда было 15 лет.
Освободительная война
1821 год
Али-паша вынашивал сепаратистские планы, которые искусно использовала греческая революционная организация Филики Этерия. К середине 1820 года против Али были посланы войска 26 пашей, включая Хуршита-паши из Пелопоннеса, что оттягивало войска из южной Греции в преддверии греческого восстания. В этой межосманской войне греки воевали как на стороне Али-паши, так и на стороне султана. 300 сулиотов, под водительством Нотиса Боцариса и Кицоса Дзавеласа высадились с Керкиры в Эпире, заявив туркам, что хотят принять участие в войне против своего врага. Когда сулиоты встали под стены Янины, Али-паша, чтобы нейтрализовать нового врага, сулиотов, предоставил им бумагу, где расписался что возвращает им Сули. 15 января 1821 года, накануне Греческой революции, состоялось возвращение Сули сулиотам. На подписанном документе албанцы клялись в том, что «кто из мусульман нарушит мир, пусть умрёт евреем», а сулиоты, «если греки нарушат договор, пусть умрут отступниками Христа»[2]:А-344. После начала Греческой революции в марте 1821 года, Хуршит-паша, возглавлявший султанские войска в войне против Али, получил приказ готовить свои силы в поход на юг Греции. Но он должен был каким то образом нейтрализовать опасность, которую представляли для турок вернувшиеся в свои горы сулиоты. Первым делом он решил установить контроль над местностью «Пять колодцев» («Пенте пигадья — Πέντε Πηγάδια»), которая была дорожным узлом между Артой и Янина и была занята сулиотами с декабря 1820 года. Первоначально на занятие этой позиции был послан Селим паша с 5 тысячами османских солдат, но он потерпел поражение от Маркоса Боцариса[3] После этого сулиоты стали угрожать крепости Тоскеси и Хуршит послал в помощь гарнизону 3.500 турок, под командованием албанца Сулджи Корча. Тогда Георгиос Дракос с 350 сулиотами и его албанец побратим Мухурдари с 200 своих бойцов вновь заняли Пять колодцев и 15 сентября сразились с шедшей к Тоскеси турецкой колонной и одержали победу[4] Турки потеряли убитыми 200 человек, сулиоты 3, союзные им албанцы 12[4]
Это было первое упоминание Георгиоса Дракоса в историографии, в качестве военачальника.
1822 год
Завязший событиями в Эпире, Хуршит-паша, после новых и неудачных дипломатических попыток нейтрализовать сулиотов, в мае 1822 года осадил Сули с 15 тысячным войском. 16 мая он обрушился на Сули с трёх сторон Ему противостояла всего тысяча сулиотов, которых возглавляли Георгиос Дракос, Г. Данглис, Нотис Боцарис, Насис Фотомарас, Тусас Зервас, Диамантис Зервас, Танасис Куцоникас — «все прославленные имена», как пишет Д. Фотиадис[2]:В-199. Под натиском пятнадцатикратных турецких сил, сулиоты сузили кольцо обороны и удерживали лишь Киафа, Аварико и Хониа — из последнего они брали питьевую воду. 29 мая, после генеральной атаки турок на Аварико, с Георгиосом Дракосом и Фотисом Бетирикосом осталось всего лишь 37 бойцов. Дракос обратился к ним со словами, что они тоже могут отойти, «но знайте, что если турки возьмут Аварико, и мы и все сулиоты пропадут». Все 37 бойцов остались на месте, отбивая атаку турецкого авангарда в 400 албанцев, которым были обещаны по 500 турецких грошей каждому если они сломят сопротивление этой горстки сулиотов. Вскоре к Дракосу на помощь прибыли Нотис Боцарис, Йотис Данглис и Насис Фотомарас, но их перемещение создало угрозу в Киафе. Здесь ситуацию бросились спасать сулиотки, «женщины с львиными сердцами». Бросив своих детей -«всё равно им прοпадать» — с металлическими с ломами деревянными кольями, сбрасывая камни на головы атаковавших турок, они пошли в атаку. Теперь их мужей ничто не сдерживало. С кличами «О дера!», «О бура!», «Битаа!», они обрушились на турок и вынудили их искать спасение в Саманива. То же повторилось в Аварико и Хониа, где в бой вступили до 300 женщин. Отступившие турки дожидались темноты, чтобы уйти с безопасностью, но опытные в ночном бою сулиоты возобновили атаку, обратили турок в бегство и чуть было не взяли в плен самого Омер Вриони. Христофор Перревос, который тогда сражался в рядах сулиотов пишет, что Хуршит, выйдя из своего шатра, обратился к небесам со словами «Аллах отнял мужество у магометан и подарил его гяурам». Хуршит был вынужден ьросить затею с Сули, оставил в Эпире Омера Вриони, а сам 18 июня отправился в Ларису, готовить поход в Морею, где повстанцы установили контроль практически над всей её территорией"[2]:В-202.
1823 год
Военно-политическая междуусобица среди восставших греков, имевшая место с самого начала восстания, к 1823 году приняла угрожающие размеры и не прекращалась, несмотря на мобилизацию всех сил Османской империи и её вассалов. Отстранив ещё в 1821 году от руководства войной революционную организацию Филики Этерия подготовившую восстание, греческие землевладельцы и судовладельцы вступили в конфликт с видными военачальниками, главным образом с Теодором Колокотронисом на Пелопоннесе и Одиссеем Андруцосом и Георгием Караискакисом в Средней Греции. Одновременно судовладельцы и политики, возглавляемые фанариотом Александром Маврокордатосом стали ориентировать восставшую Грецию на Британию[2]:Δ-359. Георгиос Дракос принял под свою защиту опального и преследуемого временным правительством Караискакиса в горах Аграфа в октябре 1823 года[2]:В-385.
1824 год
В июле 1824 года, Георгиос Дракос, возглавляя свой отряд, принял участие в Сражении при Амблиани, которое историк Д. Фотиадис охарактеризовал как «одно из самых блестящих сражений Освободительной войны войны»[2]:Г-45. В сражении при Амблиани Дракос оборонял позицию IV[5]:568, с которой возглавил своих бойцов в решительной контратаке[2]:Г-46.
Дракос принял участие в последующих междуусобных столкновениях[2]:Г-57.
1825 год
Согласно Д. Фотиадису, Дракос принял участие в Леонидовом сражении Папафлессаса при Маньяки в мае 1825 года[2]:Г-367. 17 июля 1825 года Дракос принял участие в греческой победе при селе Профитис Илиас (пророк Илья)[2]:Δ 378.
1826 год
В апреле 1826 года, возглавляя вместе со своим братом Афанасием отряд в сотню сулиотов, Георгиос Дракос оказал поддержку прорывавшимся из Месолонгиона повстанцам, отбив атаку преследовавших их албанцев[2]:Г-217. В ноябре 1826 года, в ходе похода Г. Караискакиса по повторному освобождению Средней Греции, Дракос принял участие в победном для греческого оружия сражении при Арахове[2]:Г-302, после чего и по приказу Караискакиса осадил крепость города Салона[2]:Г-308.
1827 год — смерть Георгиоса Дракоса
После Араховы, Караискакис отправил Дракоса в гарнизон оставленный им в Дистомо, где в период 17-19 января 1827 года, Дракос принял участие в героической обороне этого гарнизона против войск Омера-паши Эвбейского[2]:Δ-396.
В апреле 1827 года Дракос принял участие в сражении при Фалероне[2]:Г-351, завершившегося самым большим поражением повстанцев в ходе Освободителной войны. Видя интриги возглавлявших на тот момент армию повстанцев англичан Томаса Кохрейна и Ричарда Чёрча, привёдших постанцев к поражению, Дракос и Георгий Дзавелас, как пишет Д. Фотиадис, «предвидя неизбежную катастрофу, предпочли свою могилу, нежели отступление»[2]:Г-363. Тяжело раненный, Г. Дракос был взят в плен. Турецкий командующий Кютахья (Решид Мехмед-паша) попытался использовать его в переговорах с повстанцами осаждённого турками Акрополя, но без успеха[2]:Г-370, после чего Кютахья отправил его в тюрьму в Халкис. Здесь Георгиос Дракос был убит (якобы) при попытке к бегству либо, как пишет Д. Фотиадис, покοнчил жизнь самоубийством, чтобы прервать таким образом пытки[2]:Г-367.
Источники
- Γεώργιος Δράκος συνοπτικό βιογραφικό σημείωμα από το Ινστιτούτο Νεοελληνικών Ερευνών
- Κωστής Παλαμάς. Η Ελλάς κατά τους Ολυμπιακούς Αγώνας του 1896 (греч.) / Κ. Μάισνερ και Ν. Καργαδούρης. — Αθήνα: Εκ του Τυπογραφείου της Εστίας, 1896.
Примечания
- Γεώργιος Σπ. Μπαρμπαρούσης, Ο Γεώργιος Δράκος και η οικογένεια των Δρακαίων του Σουλίου, ISBN 960-88701-7-8
- Δημήτρης Φωτιάδης, Η Επανάσταση του 1821, εκδ. Μέλισσα 1971
- Ιστορία του Ελληνικού Έθνους, Εκδοτική Αθηνών, τ. ΙΒ', σ. 72-73.
- Ιστορία του Ελληνικού Έθνους, Εκδοτική Αθηνών, τ. ΙΒ', σ. 186.
- Αποστ.Ε.Βακαλόπουλος ,Επίλεκτες Βασικές Πηγές της Ελληνικής Επαναστασέως,Εκδόσεις Βάνιας, Θεσσαλονίκη 1990