Декрет о мире
Декре́т о ми́ре — первый декрет Советской власти.
Разработан В. И. Ульяновым (Лениным) и единогласно принят 26 октября (8 ноября) 1917 на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов после того, как в результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство России[1].
Основные положения декрета
- Советское рабоче-крестьянское правительство предлагает «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о «справедливом демократическом мире» — а именно, о «немедленном мире без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений. Продолжение войны рассматривается как «величайшее преступление против человечества»[2].
- Советское правительство отменяет тайную дипломатию, «выражая твёрдое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждённых или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г», и «объявляет безусловно и немедленно отменённым» всё содержание этих тайных договоров.
Мирные инициативы
Декрет был опубликован в газете «Известия» и передан по радио, однако воюющие правительства не удостоили его ответом[3].
В ночь на 27 октября (9 ноября) 1917 Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов создал советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком)[4].
В ночь на 8 (21) ноября 1917 Совнарком направил радиотелеграмму и. о. верховного главнокомандующего русской армии генералу Н. Н. Духонину, приказав ему немедленно предложить перемирие всем воюющим странам. В тот же день за отказ выполнить это распоряжение Н. Н. Духонину было объявлено о его смещении с должности. Народный комиссар по иностранным делам обратился с нотой ко всем послам союзных держав, предлагая объявить перемирие и начать мирные переговоры.
9 (22) ноября 1917 председатель Совнаркома В. И. Ленин направил телеграмму во все полки фронтовых армий: «Пусть полки, стоящие на позициях, выбирают тотчас уполномоченных для формального вступления в переговоры о перемирии с неприятелем»[5].
В тот же день дипломатические представители союзных стран на совещании в Петрограде решили игнорировать ноту Совнаркома.
10 (23) ноября 1917 главы военных миссий союзных стран при штабе верховного главнокомандующего вручили генералу Н. Н. Духонину коллективную ноту, в которой выразили протест против нарушения договора от 5 сентября 1914 года, запрещавшего союзникам заключение сепаратного мира или перемирия. Духонин разослал текст ноты всем командующим фронтами.
В тот же день народный комиссар по иностранным делам обратился к послам нейтральных государств с предложением взять на себя посредничество в организации переговоров о мире. Представители Швеции, Норвегии и Швейцарии ограничились извещением о получении ноты. Посол Испании, заявивший народному комиссару по иностранным делам, что предложение передано в Мадрид, был немедленно отозван из России.
14 (27) ноября 1917 Германия сообщила о согласии начать мирные переговоры с советским правительством[6]. В тот же день В. И. Ленин обратился с нотой к правительствам Франции, Великобритании, Италии, США, Бельгии, Сербии, Румынии, Японии и Китая, предлагая им присоединиться к мирным переговорам: «1 декабря мы приступаем к мирным переговорам. Если союзные народы не пришлют своих представителей, мы будем вести с немцами переговоры одни». Ответа получено не было.
Брестский мир
Исторические оценки
Французский историк Элен Карер д’Анкосс охарактеризовала Декрет о мире как «призыв к всемирной революции», вытекающий из теории Ленина о переходе мировой войны в мировую революцию и его лозунга 1914 года «превратим войну империалистическую в войну гражданскую». Историк отметила, что первый акт нового правительства Советской России был обращён не к другим правительствам, а «к народам, против правительств». Таким образом, Советская Россия отвергала классическую концепцию международных отношений, как межправительственных и межгосударственных отношений. По мнению вождей большевизма, народы мира сами должны были начать строить новое международное сообщество, для чего они должны были пойти по пути России, свергнув свои правительства и через это решив задачу установления мира. В этом процессе захват власти в России большевиками представлял собой лишь первый этап на пути всемирной социалистической революции[7].
Но планы Ленина провалились — из всех народов и всех правительств только правительства Центральных держав, кровно заинтересованные в установлении перемирия на своём Восточном фронте, пошли на сепаратные переговоры о мире с советским правительством. Факт заключения Брестского мира показал, что программа Ленина на навязывание другим странам совершенно новой системы международных отношений провалилась — после этого большевикам пришлось вернуться к традиционным межгосударственным отношениям[7].
См. также
Примечания
- Декрет о мире, разработанный В.И. Лениным и единогласно принятый на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917 г. | Ленин . lenin.rusarchives.ru. Дата обращения: 8 мая 2021.
- Декрет II всероссийского съезда Советов о мире . Проект Ковчег. Дата обращения: 8 мая 2021.
- Ю.С.АФАНАСЬЕВ, А.Ф.ШЕВЦОВА. К ИСТОРИИ ИЗДАНИЯ ПЕРВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА . spbiiran.nw.ru.
- Завершил работу II Всероссийский съезд Советов . Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. Дата обращения: 8 мая 2021.
- Декреты и декларации 2-го Всероссийского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Совета Народных комиссаров. Сб. 1. — Президентская библиотека.
- Начало сепаратных переговоров Советской России с Германией о мире во время Первой мировой войны . Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. Дата обращения: 8 мая 2021.
- Каррер д'Анкосс Э. Николай II: расстрелянная преемственность = Nicolas II, La Transition interrompue. Une Biographie Politique. — 1-е. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. — С. 351. — 446 с. — 1500 экз. — ISBN 5-373-00138-4.
Ссылки
- Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства, N 1, 1917, 1 дек., отдел первый, с; 2-3.