Дача Ф. И. Шаляпина в Плёсе

Дача Шаляпина в Плёсе — дачная постройка, сооруженная по заказу Фёдора Шаляпина в 1912—1914 годах под Плёсом в Нерехтском уезде Костромской губернии (ныне территория деревни Шаляпино Приволжского района Ивановской области). В советское время в здании действовал дом отдыха «Порошино».

Здание
Дача Ф. И. Шаляпина в Плёсе

Современный вид дачи
57°26′15″ с. ш. 41°35′24″ в. д.
Страна
Местоположение Шаляпино
Дата основания 1914
Статус  Объект культурного наследия народов РФ местного значения. Рег. № 371831335410004 (ЕГРОКН). Объект № 3700000138 (БД Викигида)
 Медиафайлы на Викискладе

Предыстория строительства

Дача Ф. И. Шаляпина находится в 5 км от Плёса вниз по течению Волги на высоком правом берегу в живописном месте[1]. Она расположена на территории усадьбы Хмельницы, возникшей в XVIII веке и числившейся за дворянами Мячковыми. В 1860—1870-х годах имение перешло во владение семейства Щулепниковых, проживавших в соседнем Утешном. Хмельницы фактически превратились в пустошь: усадьба простаивала, в использовании сохранялись только её поля и покосы[2].

В 1910 году к Щулепниковым в гости впервые приехал Шаляпин[1]. Очарованный местными живописными видами, он приобрёл Хмельницы. Певец не мог полноценно контролировать строительный процесс в связи с активной творческой деятельностью, поэтому он попросил о помощи своих друзей Щулепниковых, которые выступили доверенными лицами при строительстве.

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, каким образом Шаляпин оказался в Плёсе. Существующие объяснения представлены в краеведческой статье Д. Б. Ойнаса[3]. Многие авторы связывают приезд артиста с его любовью к живописи Исаака Левитана. Однако Л. П. Смирнов пишет, что певец был лично приглашён в Утешное С. А. Щулепниковым — сыном хозяина имения и большим поклонником творчества Фёдора Шаляпина. Н. М. Кузнецова объясняет приезд Шаляпина в Плес знакомством с её матерью — К. А. Щулепниковой. Она познакомилась с певцом на волжском пароходе. Шаляпин готовился к роли Бориса Годунова и, желая побывать в местах, связанных со временем правления царя и событиями Смуты, отправился в путешествие по Поволжью. Щулепникова и Шаляпин много беседовали в ходе своей поездки о творчестве Левитана, что подтолкнуло Шаляпина к приезду в город. Он прибыл в Плёс со своим другом, театральным декоратором и пейзажистом Николаем Клодтом, внуком автора коней на Аничковом мосту.

Хозяева Утешного с восторгом приняли Шаляпина. Он исполнил в гостях несколько вокально-театральных зарисовок. С. А. Щулепников вспоминал:

Внезапно Шаляпин встал, взял лежавший на диване теплый платок, закутался в него — и вот перед нами глуповатая баба. Она становится на колени, кладет поклоны, крестится и шепчет: «Мати Казанская, мати Астраханская…» Вот она замечает на полу двугривенный, жадно хватает его и попадает пальцем в плевок: «Тьфу, прости господи, плюнули окаянные в храме божьем, мати Казанская, мати Астраханская…» И опять пошли кресты и поклоны. Невозможно было удержаться от смеха, а Клодт хохотал до упаду[3].

О пребывании Шаляпина в Плёсе сложилось много городских легенд. По одной из них, Шаляпин, сойдя с парохода,

…неторопливо прошёл по базарной площади, купил пять фунтов семечек и, лузгая их, с улыбкой оглядывался. — «Шаляпин!, — послышалось в собиравшейся толпе. — Горло, значит, семечками полирует, — шутливо сказал кто-то. — Полно, дураково поле, — перебил другой голос. — Горло полируют другим средством, — последовал звонкий щелчок по горлу…». …Слух о приезде Шаляпина мигом облетел весь город, и за ним уже ходила огромная толпа. Просили, конечно, спеть, но он, улыбаясь, отказывался и, по-прежнему бросая в рот семечки, шутил: «Горло не отполировано…»[3].

Ещё одна легенда возникла вокруг одного из отъездов Шаляпина из Утешного. Он

…хотел сесть на проходящий пароход с лодки, но пароход почему-то не желал остановиться. Тогда Шаляпин запел одну из оперных арий и капитан парохода, услышав пение знаменитого певца, тотчас узнал его и остановил пароход. Шаляпин сел на него и уехал к своему семейству в Москву[3].

Первоначальная архитектура дачи

В 1913 году в Хмельницах на купленном Шаляпиным участке был заложен дом по проекту архитектора В. С. Кузнецова[2] (брата И. С. Кузнецова). Изначально Шаляпин хотел построить дом «…в стиле терема князя Игоря или Ларинской усадьбы»[3]: в этом желании сказывается влияние его оперной карьеры. Однако впоследствии соображения функциональности взяли верх, и был составлен проект «просторного дома, где можно было бы поместить человек пятнадцать членов семьи, прислуги и всякого гостящего люда»[1].

В результате был построен рубленый одноэтажный дом с мезонином, к которому примыкали два флигеля, соединенные с центральным объемом узкими бревенчатыми переходами. Волжский фасад украшала большая терраса на кирпичных столбах с лестницей, спускающейся в сад. В мезонине был устроен балкон; скошенные углы придавали ему схожий с эркером вид. Мезонин перекрывала сложная кровля. Похожие объемы со скошенными углами, сложной кровлей и щипцами крыш со срезанными завершениями обнаруживаются в архитектуре дома на улице Александровской в Костроме, возведенного в 1888 году по проекту городского архитектора А. Е. Смурова в ходе перестройки города после пожара 1887 г.

К 1914 г. строительство дачи было завершено, однако из-за начавшейся Первой мировой войны Шаляпину пришлось отложить поездку в Хмельницы, и в результате дачи своей артист так и не увидел[1]. К тому же, его семья была очень привязана к своему имению Ратухино в Ярославской губернии, поэтому Хмельницы для них были не столь привлекательны. После революции Шаляпину тоже не удалось посетить свою недавно отстроенную дачу под Плёсом. В 1920-е гг. он оказался в вынужденной эмиграции. Уехав на гастроли в Америку, он долгое время отсутствовал в стране, что вызвало недовольство советской власти, лишившей его в результате звания Народного артиста Республики и запретившей возвращение на родину.

Архитектура дачи после революции 1917 г

В 1918 году здание дачи было занято сельской коммуной. В 1921 году здесь разместили голодающих детей Поволжья. В 1923 году на базе дачи, расширенной пристройками, был создан дом отдыха[1]. В архитектуру главного дома были внесены значительные изменения.

К волжским фасадам были пристроены высокие 2-этажные башни в духе модерна с бельведерами, крытыми срезанными металлическими «в шахмат» колпаками и полицей[4], опирающейся на ряд резных кронштейнов. Башни были украшены сплошными подоконными тягами тройных окон в обоих этажах. Тяги поместили также под широкими полуциркульными термальными окнами бельведера.

В санаторно-курортном комплексе «Плёс», возведенном в 1924 году на основе бывших домов городского головы, местных купцов и фабрикантов, сохранились практически идентичные башни со срезанными колпаками и полицей, построенные на год позже башен в Хмельницах. Такие четырехскатные шатрообразные башни были, по-видимому, особенно популярны именно в Костромской губернии. Они появляются, напр., в доме купца Сапожникова в Костроме (1891 или 1893 г.), где тоже используются кронштейны, или доме купцов Каликиных в Галиче Костромской области (начало XX в.). В деревянную архитектуру эти башни пришли из архитектуры каменной. В качестве примера подобной каменной 4-скатной башни можно привести особняк И. Л. Динга в Сокольниках 1902—1903 гг. (тоже с полицей). Несмотря на то что перестройки дачи велись уже после революции, в провинциальной, тем более деревянной архитектуре продолжалась по инерции разработка форм модерна. Но здесь эти формы уже более иссушенные и очищенные.

Центральная часть дома со стороны парадного волжского и дворового фасадов была акцентирована открытыми верандами. Кровля над центральным объемом была заменена на двускатную. Симметричные боковые крылья были расширены и составили уже по две простых клетских избы с каждой стороны (одна — в одно, другая — в два окна по фасаду), сильно выдвинутых вперед. Ярусы портика на фасаде были разделены широким подшивным фризом, укорачивающим пилоны нижнего яруса, снабженные пьедесталами и капителями. Пилоны верхнего яруса были расчленены горизонтальными тягами. Еще одна тяга протянулась под полуциркульным чердачным окном обшитого тесом фронтона. Окна изб флигелей были обрамлены резными наличниками с сандриками и фартуками. Два средних флигеля, рубленные с остатком, были оформлены по выпускам бревен пилястрами на пьедесталах.

В существующем виде здание представляет собой сложный комплекс деревянных рубленых построек в духе эклектики с отдельными элементами неорусского стиля — редкий пример курортной архитектуры первых лет Советской власти.

Примечания

  1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3. — М.: Наука, 2000. — 813 с.
  2. Ойнас Д. Б. Дача Ф.И. Шаляпина – Усадьба Хмельницы.. Блог "Ойкумена" (14 июля 2014).
  3. Ойнас Д. Б. Шаляпин Ф. И. в Плесе. Легенды и факты // Материалы научной конференции «V Плёсские чтения. 1994». — С. 74—82.
  4. Полица — в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двускатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.

Литература

  • Ойнас Д. Б. Шаляпин Ф. И. в Плесе. Легенды и факты // Материалы научной конференции «V Плесские чтения. 1994». — С. 74-82.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3. — М.: Наука, 2000. — 813 с.
  • Тихомиров А. М. Акт государственной историко-культурной экспертизы по определению категории историко-культурного значения выявленного объекта культурного наследия «Дача Федора Ивановича Шаляпина». 30.11.2016 — 1.03.2017

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.