Гронингенский протокол

Гронингенский протокол (англ.The Groningen Protocol) — текст, созданный в сентябре 2004 года Эдвардом Верхагеном, медицинским директором отделения педиатрии Университетского медицинского центра Гронингена (University Medical Center Groningen (UMCG)) в Гронингене, Нидерланды. В нем содержатся директивы с критериями, согласно которым врачи могут выполнять «активное прекращение жизни новорожденных» (детская эвтаназия), не опасаясь судебного преследования.

Происхождение

Протокол был создан комитетом врачей Университетского медицинского центра Гронингена, в консультации с гронингенским окружным прокурором, и был ратифицирован Голландской Национальной ассоциацией педиатров (Dutch National Association of Pediatricians).

По мнению авторов протокола, Гронингенский протокол был разработан в целях содействия процессу принятия решений при рассмотрении вопроса об «активном прекращении жизни новорожденного» путем предоставлении информации, необходимой для оценки ситуации в правовой и медицинской сферах. В июле 2005 года Голландским обществом педиатрии протокол был объявлен обязательным.

Протокол

Протокол, составленный после обширных консультаций между врачами, юристами, родителями и прокуратурой, предлагает процедуры и рекомендации для достижения правильного решения и результатов. Окончательное решение об «активной эвтаназии для младенцев» находится не в руках врачей, а в руках родителей, с согласия врачей и социальных работников. Критерии, среди прочего, включают «невыносимые страдания» и «ожидаемое качество жизни». Только родители могут начать процедуру. Сообщается, что эта процедура работает хорошо.

Для голландской государственной прокуратуры прекращение жизни ребенка (в возрасте до 1 года) является приемлемым, если должным образом выполнены 4 требования:

  1. Наличие безнадежных и невыносимых страданий
  2. Информированное согласие обоих родителей
  3. Подтверждение диагноза, прогноза, и невыносимых страданий, по крайней мере одним независимым врачом
  4. Выполнение процедуры в соответствии с принятыми медицинскими стандартами

Врачи, которые делают эвтаназию, должны сообщать о смерти местному медицинскому эксперту, который, в свою очередь, сообщает об этом как окружному прокурору, так и комитету по рассмотрению. Процедура отличается в этом отношении от закона о «чёрной букве», регулирующего добровольную эвтаназию. Согласно этому закону, медицинский эксперт отправляет отчет только в региональный комитет по обзору, который предупреждает окружного прокурора, только если он считает, что врач действовал ненадлежащим образом.

Легальный статус

Голландские законы об эвтаназии требуют, чтобы люди сами просили об эвтаназии (добровольная эвтаназия), и это законно для людей от 12 лет и старше. В Нидерландах эвтаназия остается технически незаконной для пациентов в возрасте до 12 лет. Гронингенский протокол не предоставляет врачу неопровержимую правовую защиту. Прецедентное право до сих пор защищало врачей от судебного преследования до тех пор, пока они действуют в соответствии с протоколом, однако в этой области не существует закона о «черной букве».

Исследование

В 2005 году было проведено обзорное исследование всех 22 зарегистрированных в период между 1997 и 2004 годами случаев. Все случаи касались новорожденных с расщеплением позвоночника и гидроцефалией. Во всех случаях по крайней мере были консультации с двумя врачами за пределами медицинской бригады. В 17 из 22 случаев была проведена консультация с междисциплинарной бригадой по поводу расщепления позвоночника. Все родители согласились на прекращение жизни; в 4 случаях они явно запросили его. Среднее время между представлением дела и решением о преследовании составляло 5,3 месяца. Ни одно из этих дел не привело к судебному преследованию.

Восприятие

Протокол является спорным и подвергся нападению со стороны участника кампании по борьбе с эвтаназией — Уэсли Дж. Смита, старшего научного сотрудника Discovery Institute, который описал его лишь как попытку узаконить детоубийство.

Несколько исследований поставили под сомнение основу протокола и рекомендовали отказаться от него. Однако биоэтик Джейкоб М. Аппель из Нью-Йоркского университета сказал, что протокол является успешным и должен быть расширен. Хильде Линдеманн и Мариан Веркерк заявили, что эта политика должна оцениваться на фоне голландской культуры и медицины, но Эрик Кодиш подверг резкой критике протокол и его положения в статье, опубликованной в The Lancet. В заключение Кодиш призвал к сопротивлению протоколу путем гражданского неповиновения против «медицинского учреждения детоубийства».

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.