Гермий (тиран)

Гермий (греч. Ερμίας ο Αταρνεύς; умер около 348 г. до н. э.) — грек, тиран города Атарнея в Мизии, ученик Платона и друг Аристотеля.

Впервые упоминается как раб Эвбула, банкира из Вифинии, правителя Атарнея[1]. В дальнейшем Гермий получил свободу и унаследовал власть в Атарнее. Благодаря своей политике расширил сферу влияния на соседние города Малой Азии.

В юности Гермий учился философии в Академии Платона. Там он впервые встретился с Аристотелем. После смерти Платона в 347 г. до н. э. Ксенократ и Аристотель отправились к Гермию. Аристотель основал там свою первую философскую школу и в конце концов женился на Пифиаде, дочери Гермия.

После смерти Гермия Аристотель посвятил ему статую в Дельфах и сочинил в честь него гимн.

Жизнь

Ещё в раннем возрасте Гермий был отправлен на несколько лет в Афины — учиться у Платона и Аристотеля. Именно в эти годы Гермий возникла дружбу с Аристотелем.[1]

Греция была ослаблена Пелопоннесской войной, а в Персии были внутренние конфликты и некомпетентные лидеры, что позволило хозяину Гермия, Эвбулу, добиться самостоятельности. После завершения образования Гермий вернулся в Аторней к Эвбулу, но тот вскоре умер, и Гермий стал тираном около 351 г. до н. э.[2] Контролируя большие территории, Гермий стал привлекать внимание соседних держав. Стремясь к захвату Фракии, а возможно, и Персии, Филипп Македонский рассматривал Гермия как перспективного союзника.[3] Союз с ним представлялся Филиппу выгодным, поскольку владения Гермия могли стать стратегически важным исходным пунктом для вторжения.[4] В 347 году в связи со смертью Платона и усиливающимся влиянием македонян Аристотель согласился отправиться в Малую Азию.[3] Вместе с Ксенократом Аристотель был тёпло принят там и принялся налаживать связи между Филиппом и Гермием. Аристотель оказывал поразительно сильное влияние на Гермия. Появление Аристотеля способствовало тому, что правление Гермия стало менее деспотичным и перешло в русло платоновских идей.[2] Эти перемены помогли Гермию не только завоевать популярность, но и расширить свои владения за счёт прибрежных деревенских районов.[2] Со временем Гермий стал опасаться вторжения персов в Малую Азию. Действительно, во времена его молодости Персия была ослабленной, но когда там в 358 г. до н. э. взошел на престол Артаксеркс III, полный решимости вернуть себе земли, потерянные после восстания, его настрой обещал возможную конфронтацию.[3] В это время укрепляется и Македония, и Филипп начинает свои завоевания.[3]

Смерть

Гермий мог бы сильно выиграть от союза с Македонией и защитить свои границы от персов, однако Филипп вдруг прекратил связи с ним из-за того, что Афины пригрозили ему совместным с персами походом на Македонию, если он не откажется от планов завоевать Малую Азию.[3] Это предательство обрекло Гермия на страшную участь. Чтобы восполнить потери Персии и раскрыть планы македонян, Артаксеркс прибег к услугам греческого наёмника Ментора. Хотя некоторые историки считают, что Гермия захватил Мемнон Родосский, другие утверждают, что это был его брат Ментор.[1] Ментор получил задание захватить Гермия и вернуть его земли Персии.[3] Разочарованный поведением Филиппа, Аристотель пишет Ментору письма, убеждая его сменить покровителя.[3] Несмотря на то что Ментор согласился, чтобы добиться расположения Гермия, в конце концов он его предал, дождавшись подходящего момента, и отправил в цепях в Сузы.[3] В Сузах Гермий подвергся жестоким пыткам, от него хотели получить информацию о планах Филиппа.[3] Гермий отказался предать своих союзников. Перед смертью Гермий сказал, что он не сделал ничего недостойного философии.[4] Эта фраза говорит о силе его привязанности к Аристотелю и приверженности его философии. Умер в 341 году до н. э.[2]

Вклад в историю

Хотя Гермии не играл значительной роли в политическом конфликте, предшествующем расширению Македонии, подробности его смерти имели серьёзные исторические последствия. Находясь в контакте с Филиппом Македонским через Аристотеля, Гермий, вероятно, знал о его планах вторжения во Фракию, Малую Азию и Персию.[3] Даже после предательства Филиппа, Гермий сохранил ему верность, отказавшись от сотрудничества с персами.[3] Эта преданность помогла сохранить в секрете планы македонян и способствовала той лёгкости, с какой Александру удалось осуществить свои завоевания. Будучи значимой фигурой в политической борьбе того времени, Гермий помогает понять обстоятельства политики времён Македонского завоевания.[1] Этими обстоятельствами было снижение мощи более древних империй. Греческие города государства не смогли контролировать Средиземноморье из-за ослабления вследствие Пелопоннесских войн, и Персия испытывала сложные внутренние конфликты.[1] Благодаря прекращению внутренних конфликтов и сплочению, Македония стала державой, способной к серьёзной экспансии. Судьба Гермия позволяет непредвзято оценить реалии той эпохи. Несмотря на то, что история пишется победителями, судьба Гермия, благодаря дружбе с Аристотелем, сохранилась для нас в трудах Аристотеля.[3] Если бы не это обстоятельство, Гермий был бы забыт и его история была бы утеряна.[2]

Примечания

  1. [[:en::en:Walter Leaf|Leaf, Walter]] On a History of Greek Commerce (англ.) // Journal of Hellenic Studies : journal. Society for the Promotion of Hellenic Studies, 1915. Vol. 35. P. 167—169. — .
  2. Andrews, Paul. Aristotle, Politics iv. 11. 1296a38-40 (неопр.) // The Classical Review. — Cambridge University Press on behalf of The Classical Association, 1952. — December (т. 2). С. 141—144. — .
  3. Chroust, Anton–Hermann. Aristotle's Sojourn in Assos (неопр.) // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. — Franz Steiner Verlag, 1972. — April–June (т. 21). С. 170—176. — .
  4. Chroust, Anton–Hermann. Aristotle and the Foreign Policy of Macedonia (англ.) // The Review of Politics : journal. — Cambridge University Press for the University of Notre Dame du lac on behalf of Review of Politics, 1972. — July (vol. 34). P. 367—394. — .

Литература

  • Гермий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  • Диоген Лаэртский. Книга 5 - Аристотель // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. М.: АСТ:Астрель, 2011. — С. 188—198. — 570 с. — (Историческая книга). 3000 экз. — ISBN 978-5-17-069593-5.
  • Афиней. Книга XV - 696 // Пир мудрецов / Пер. Н.Т. Голинкевич. М.: Наука, 2010. — Т. IX - XV. — С. 430—431. — 597 с. 1050 экз. — ISBN 978-5-02-037384-6.
  • Rusten, Jeffrey. Untitled Review: Didymi in Demosthenem Commenta by L. Pearson; S. Stephens (англ.) // Classical Philology : journal. — The University of Chicago Press, 1987. — July (vol. 82). P. 265—269. — .

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.