Геккер, Иоганн Юлий

Иоганн Юлий Геккер (нем. Johann Julius Hecker; 1707—1768) — немецкий богослов, евангелический священник и педагог, универсальный учёный своего времени, знаменит как основатель первого реального училища в Германии в 1757 году, автор сочинений по ботанике и анатомии.

Иоганн Юлий Геккер
нем. Johann Julius Hecker
Род деятельности педагог
Дата рождения 2 декабря 1707(1707-12-02) или 2 ноября 1707(1707-11-02)[1]
Место рождения
Дата смерти 24 июня 1768(1768-06-24) (60 лет)
Место смерти
Страна
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в Вердене, тогда городском предместье Эссена, в семье ректора местной городской «латинской школы». Его мать Елизавета была дочерью бургомистра Эссена. До 14 лет он учился в школе своего отца, затем в гимназии в Эссене до тех пор, пока ему не исполнилось 19 лет. Будучи гимназиастом, он жил при городской аптеке и работал в её лаборатории в свободное время. Там берёт начало его любовь к «рельным» знаниям.

В 1726 он поступил на учёбу теологии в Галльский университет, где среди прочего выучил в совершенстве иврит. В городе он познакомился с пиетистом и основателем знаменитой школы-интерната для детей из бедных семей Августом Германом Франке (August Hermann Franke, 1663—1727). При этой школе была семинария для подготовки учителей (Seminarium selectum), и Геккер вступил в неё в 1727 г. Спустя два года, будучи в возрасте 22 лет, он стал уже учителем в этой семинарии. Особенностью школы Франке было, что там преподавали непривычные тогда предметы: историю, географию, хронологию, математику, геометрию, механику, астрономию, ботанику, помимо этого слесарное дело, рисование и черчение. Геккер преподавал латынь, арифметику, историю, и для старших классов историю немецкого языка, религию, греческий, иврит и естественные науки. Во время своей педагогической деятельности он посвящает себя занятиям ботаникой, анатомией и физиологией, химией и медициной, и приближается к типу «универсального» учёного, столь характерного для эпохи просвещения. В зимнем семестре 1731/32 он читает доклады по анатомии.

Во время своего пребывания в Галле Геккер предпринял путешествия в Голландию и по Германии, в которых познакомился с учёными того времени.

Один потсдамский банкир обратил внимание прусского короля Фридрих-Вильгельма I на гербарий, собранный Геккером, и тот попросил молодого учёного из Галле собрать также один и для него. После личного знакомства между ними, король поручил Геккеру преподавать принцу один раз в неделю естественные науки.

В 1735 г он был призван королём на должность проповедника в Потсдам в «Дом сирот военных» (Militärwaisenhaus), основанный королём в 1724 г по образцу франковской школы в Галле, которую король посетил в 1713 и 1720 г. Это было учебное заведение для детей-сирот от 6 до 16 лет. С 1725 г в него брали и девочек, в 1740 г оно вмещало 1400 мальчиков и 155 девочек. По образцу Галле, у потсдамского «Дома сирот» была своя мануфактура. Помимо проповеднической деятельности Геккер был также инспектором и учителем в этом зеведении.

В 1738 г ему была поручена должность проповедника в лютеранской Троицкой церкви в Берлине (Dreifaltigkeitskirche), который находился ещё в постройке и был закончен в 1739 г. С 1750 г он был также советником в Оберконсистории (консистория была органом управления церковных и духовных дел, в том числе и школьных, что-то наподобие министерства). Современным языком можно было бы сказать, что он служил на высшем уровне в министерстве образования.

В 1757 г Геккер выработал школьный регулятив для города Минден[2], который стал образцом для первого общего для всей Пруссии школьного регламента 1763 г[3], чьим автором был так же он[4].

Педагогическая деятельность

В кругу прихода Троицкого Собора в Берлине было 6 городских школ для бедных детей (в каждой по четыре класса, всего около 500 учеников)[5], присмотр за внутренними делами которых Геккер взял на себя[6]. Он увидел, что учителя в них были очень плохо образованы и классы переполнены. Для исправления ситуации нужны были деньги, а поскольку их у городского магистрата для школ не хватало, Геккер решил провести лотерею, деньги от которой должны были пойти на школы. Такая практика была уже известна и до него. В ноябре 1741 король одобрил предложение и сам купил 300 лотерейных билетов, которые были распространены по всей Германии. Предприятие принесло 4000 талеров дохода[7], что было тогда огромной суммой: консисториальный советник, например, получал жалование 100 талеров в год, а сам Геккер, как советник Оберконсистории — 200 талеров[8].

На полученные деньги Геккер среди прочего назначил для школ, находящихся в его ведомстве, нового инспектора. Делее он расширил круг преподаваемых в них предметов: были введены начала латинского и французского языков, что должно было подготавливать детей к «латинской школе», чтение написанных от руки писем и берлинской газеты, основы географии и счетоводства.

Геккер также считал, в соответствии идеям того времени, что разные сословия должны получать разное образование, поэтому необходимо создать школу, готовящую своих учеников к городским профессиям:

«Школы, которые подготавливают к университетам, должны быть одного типа; которые готовят хороших горожан, ремесленников, предпринимателей — другого; одни школы должны быть в городах, другие — в деревнях»[9].

План такой школьной реформы позже предложил прусский министр Цедлиц в 1787 г, но он не был осуществлён.

В 1747 на оставшиеся от лотереи деньги было куплено здание одной заброшенной городской школы. Оно было восстановлено и в нём вновь открыто обучение нового типа[10]. Вот как Геккер охарактеризовал цели своего заведения:

«Наше основное внимание направлено на молодых людей, которые не собираются учиться в университете, и которых мы всё же считаем способными к письму, торговле, прочим экономическим профессиям, искусству, работе на мануфактуре, в сельском хозяйстве и пр. Мы хотим поддержать их естественные склонности и помочь им в их первых шагах». Тем не менее школа не должна была стать профучилищем для ремесленников, а цель её заключалась в том, чтобы «с помощью подготовительных наук сделать учеников более способными быстрее и вернее понимать в их будущей профессии необходимое и применять изученное в школе (естествознание, математику и т. п.) к делу, которым они будут заниматься»[11].

Новая школа — она называлась «Экономическо-математическое реальное училище» — состояла сперва из пяти классов, в ней преподавали латынь, греческий и иврит, французский, немецкий (редкий тогда), историю и географию, ботанику, анатомию и здоровый образ жизни. Помимо этого Геккер занимался с учениками землемерным делом, посадкой деревьев и шелководством (которое активно поддерживал Фридрих Великий), для чего был специально арендован участок земли у Потсдамских ворот, на котором возник школьный ботанический сад. Вскоре добавились новые классы и новые предметы: черчение, математика, физика, экономика, различные ремесленные умения. Ученики могли сами выбирать, на какие занятия им ходить. Геккер также специально посылал учителей школы к ремесленникам и разным специалистам своего дела, чтобы те набрались больше практических знаний, которые могли бы передавать в школе. Ученики также посещали ремесленные мастерские и мануфактуры.

Новое училище пользовалось поддержкой короля, который выдал ему привилегии для книгопечатания и издания газеты «Об интереснейших вещах из мира ботаники, государств и наук» (Von den merkwürdigsten Sachen aus dem Reiche der Natur, der Staaten und Wissenschaften). Также многочисленные спонсоры поддерживали процветающее заведение.

В 1748 Геккер открыл семинарию для подготовки учителей для школы своего типа. В 1753 г она была огосударствлена[12].

Сочинения

  • Einleitung in die Botanic, worinnen die nöthigste Stücke dieser Wissenschaft kürtzlich abgehandelt werden, Halle : Waysen-Haus 1733.
  • Betrachtung des menschlichen Cörpers nach der Anatomie und Physiologie: Nebst einem Anhang allerhand zur Erhaltung der Gesundheit dienender Regeln und Anmerckungen, samt Uebersetzung einer vormals in lateinischer Sprache von dem Hochberühmten Herrn Fr. Hoffmann … hieselbst gehaltenen Rede, Halle : Waysen-Haus 1734.
  • Kurtze Anleitung zur Erhaltung der Gesundheit: In einigen Regeln und Anmerckungen insonderheit auf Studirende gerichtet; Ehedem als ein Anhang zur Betrachtung des menschlichen Cörpers nach der Anatomie und Physiologie / Nunmehro aber auf Verlangen besonders und mit einigen Zusätzen vermehret, Halle : Waysen-Haus 1740.
  • Specimen Floræ Berolinensis, 1742.
  • Flora Berolinensis: das ist, Abdruck der Kräuter und Blumen nach der besten Abzeichnung der Natur; zur Beförderung der Erkentniß des Pflanzen-Reiches veranstaltet von der Real-Schule in Berlin, Berlin 1757—1758.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118547518 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Его текст у Lewin, стр. 61-72; Müller, стр. 69-70.
  3. Его текст у Lewin, стр. 76-91; про него Heubaum, стр. 320—336.
  4. Neugebauer, стр. 179.
  5. Lewin, стр. 58.
  6. Ranke, стр. 21, 23.
  7. Ranke, стр. 22.
  8. Pockrand, стр. 19.
  9. Цитата из Heubaum, стр. 305.
  10. Ranke, стр. 24 и далее.
  11. Цитата из Heubaum, стр. 306.
  12. Hamann, стр. 96; Müller, стр. 49.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.