Византийско-османский договор (1403)

Византийско-османский договор — мирный договор, заключенный в январе — феврале 1403 года, после сокрушительного поражения османов в битве с монголами при Анкаре в 1402 году. Договор составлен на турецко-османском и итало-венецианском языках. До нас дошла лишь итальянская версия. Несмотря на то что договор напрямую затрагивал интересы Византийской империи, а также остатки сербских земель, фактически его с османами подписали не византийцы, а венецианцы, пешкой в руках которых уже давно была поздняя Византия. Во время заключения договора византийский император находился в зарубежной поездке по странам Западной Европы, чьих правителей он без ощутимого успеха просил оказать помощь осажденному городу. Во время длительной турецкой блокады 1394—1402 город уцелел в основном благодаря поддержки венецианцев, подвозивших продовольствие с моря. После почти восьми лет осады венецианцы начали тайные переговоры с османами для защиты своих торговых интересов в случае падения Константинополя. Однако вторжение Тамерлана в Анатолию и разгром османской армии в битве при Анкаре внезапно помогло снять осаду. В результате венецианцы заключили договор, отражающий скорее их собственные интересы по защите прибрежных крепостей при входе в Чёрное море на пути их торговых кораблей, в то время как Византия остро нуждалась в восстановлении своего тыла в виде Фракии (захваченной турками к началу 1370-х годов) для улучшения ситуации с подвозом провианта для голодающей столицы. Несмотря на то, что турки во главе с новым султаном Сулейманом отказались от многих своих амбиций и даже назвали византийского императора «нашим отцом», сдавать все захваченные фракийские земли они не собирались, да этого и не потребовала Венеция.

Приблизительные границы Византийской империи по договору 1403 года. На карте не указаны малоазийские крепости Пропонтиды от Хрисополя до Харакса, которые, по-видимому, также были переданы империи.

Территориальные изменения

Византийская империя

По договору Византийская империя обрела полную независимость и прекратила выплату вассальной дани, а также выполнение прочих обязательств перед османами. На западе турки вернули Византии город Фессалоники с полуостровом Халкидики и полосой земель в междуречье рек Стримон и Вардар. Этот византийский анклав, однако, был уже в значительной степени тюркизован: после возвращения Византии местные турки сохранили османское гражданство, право на свои мусульманские суды, а местная греческая администрация продолжала вести канцелярские дела с учетом турецкo-мусульманских норм вплоть до повторного покорения города османами в 1430 году. Далее Византия получила небольшой полуэксклав Периферион с соляными угодьями в р-не Комотини. В Восточной Фракии империя вернула себе длинную полосу владений от Месемврии (Несебр) на Чёрном море до Панидоса на Мраморном. Западная граница империи с османскими владениями была установлена за городом Параполия[1].

В Малой Азии Византии были возвращены крепости Пропонтиды между Хрисополем и Никомедией (без последней): Харакс, Дакивиза, Никитиата, Ритзион, Пантихион и Карталимен[2] . Наконец, в Эгейском море османы вернули Византии острова Скирос, Скиатос и Скопелос.

Прочие государства

Венеция добилась от османов возвращения всех захваченных ими венецианских территорий в Аттике, включая г. Афины. Более того, за 2 000 дукатов, Венеция вынудила султана продать ей 5-мильную полосу на материке напротив пролива Негропонте. Турки, которые уже успели здесь поселиться, выразили своё недовольство данным шагом, причем их недовольство поддержали и местные греки[1].

Сделав небольшие уступки венецианцам и византийцам, Сулейман сумел предотвратить формирование антитурецкого альянса, который мог бы пошатнуть власть османов на Балканах[3].

Реакция

Территориальные уступки Сулеймана Венеции и Византии вызвали недовольство среде фракийских турок, уже успевших здесь основательно закрепиться за 40 лет. По распространённой в современной исторической литературе версии, именно благодаря поражению армии Баязида византийская государственность просуществовала ещё полвека (до 1453 года). Однако это не совсем так. Накануне нашествия туркменские племена, нахлынувшие в Малую Азию под давлением наступающих монголов продвинулись к Эгейскому морю и окончательно лишили греков-христиан демографического перевеса в регионе. Более того, накануне битвы простые турки со своими стадами начали в панике переправляться в Европу через подконтрольный османам (с 1352 года) Галлиполи, ещё более заселив долину Марицы и Фракию[4]. Многие искали убежища в расположенной здесь же османской столице — г. Эдирне1365 года). Таким образом, нашествие Тамерлана скорее ускорило тюркизацию и мусульманизацию балканской Фракии, изолировав греческий Константинополь от массива соседних христианских народов и, несмотря на отсрочку, оно фактически не оставило ему никаких шансов на сохранение независимости.

Расторжение договорa

Турки уважали положение договора 1403 года недолго — пока не появился новый султан, брат султана Сулеймана Муса Челеби. После победы над Сулейманом в военном противостоянии, Муса в 1409 году напал на византийскую Месемврию (Несебр)[5]. Около 1418 года крепости Пропонтиды (Мезофинии) были взяты войсками Мехмеда I, отомстившего грекам за поддержку Лже-Мустафы и Джунайда, неудачно восставших против власти Мехмеда. Их комендаты сбежали в Константинополь, а население крепостей в страхе перед османами капитулировало. Исключение составила лишь крепость Дакивиза (Гебзе), население которой оказало сопротивление, и было поэтому нещадно ограблено. Османская опись 1419 года уже затронула эти земли, где впрочем по-прежнему преобладали православные греки[6]. 22 февраля 1424 новый византийско-османский договор превратил Византию вновь в данника османов, a к 1450 году османы отняли у неё практически все фракийские и причерноморские владения, за исключением нескольких городов в восточной Фракии. Буквально чудом до самого падения Константинополя византийцы продолжали удерживать и Принцевы острова.

Примечания

  1. Dimitris J. Kastritsis. The Sons of Bayezid: Empire Building and Representation in the Ottoman Civil War of 1402-1413. — BRILL, 2007. — 275 с. — ISBN 9004158367.
  2. Rustam Shukurov. Тюрки в византийском мире. 1204-1461, Москва, 2017 (англ.).
  3. Warren Treadgold. A History of the Byzantine State and Society. — Stanford University Press, 1997-11-01. — 1251 с. — ISBN 9780804779371.
  4. Кинросс Лорд. Расцвет и упадок Османской империи. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. С. 88-90.
  5. Şahin KILIÇ. BYZANTINE-OTTOMAN RELATIONS IN EARLY 1420’S // Social Sciences Review of the Faculty of Sciences & Letters Univ. — 2013. — Vol. 14. Вып. 2.
  6. Р. М. Шукуров. Античная древность и средние века // Изд-во Урал. ун-та. — Екатеринбург. Вып. 41, К 80-летию доктора исторических наук, профессора М. А. Поляковской. С. 271-282.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.