Бухарин, Иван Яковлевич

Ива́н Я́ковлевич Буха́рин (17721858) — русский государственный деятель, сенатор; в разное время был руководителем Рязанской, Архангельской, Астраханской, Киевской и Финляндской губерний. Тайный советник

Иван Яковлевич Бухарин
9 ноября 1827 22 марта 1829
Предшественник Яков Фёдорович Ганскау
Преемник Владимир Сергеевич Филимонов
6 июля 1820 1822
Предшественник Фёдор Викторович Назимов
Преемник Иван Гаврилович Ковалёв
1819 1821
Предшественник Степан Семёнович Андреевский
Преемник Ростислав Григорьевич Машин
8 апреля 1811 1814
Предшественник Александр Ильич Муханов
Преемник Иван Иванович Князев
1808 1811
Предшественник Николай Фёдорович Эмин

Рождение 1772(1772)
Смерть 6 (18) октября 1858(1858-10-18)
Москва
Место погребения Новодевичий монастырь
Род Бухарины
Супруга Елизавета Фёдоровна Полторацкая[d]
Дети Вера Ивановна Бухарина[d]
Награды
Военная служба
Годы службы 1785—1801
Принадлежность  Российская империя
Род войск Российский императорский флот
Звание Капитан 1-го ранга

Биография

Происходил из дворянского рода Бухариных, сын полковника Якова Ивановича Бухарина, советника государственной Адмиралтейств-Коллегии, и Евдокии Петровны, урождённой Пущиной (1753—1830). Родился в 1772 году. По семейному преданию, сразу при рождении был пожалован императрицей Екатериной II в мичманы. Однако согласно документам только в 1785 году ему было присвоено звание сержанта Преображенского полка.

В январе 1791 года он перешёл капитаном в армию, но его дед, адмирал Пущин, определил его к себе на службу флигель-адъютантом, а затем генерал-адъютантом, открыв ему доступ ко двору Екатерины II. В 1797 году, в чине капитан-лейтенанта Бухарин окончательно перешёл во флот. Принимал участие в кампаниях на фрегате «Слава» и корабле «Не тронь меня». В 1801 году, в чине капитана 1-го ранга вышел в отставку.

При образовании министерств 20 сентября 1802 года, когда сразу потребовалось много людей со служебным опытом Бухарин обратился к графу А. И. Васильеву с просьбой назначить его на службу в министерство финансов. Прошение было принято и для приобретения нужных знаний и опыта он был отправлен на службу в провинцию. В течение двух лет он числился в канцелярии министра коммерции графа Н. П. Румянцева; в 1804 году был отправлен в Астрахань — советником казённой палаты. В том же году был назначен вице-губернатором Кавказской губернии, а в 1806 году переведён на такую же должность в Выборг. В 1808 году занял пост финляндского губернатора; 26 февраля 1810 года пожалован алмазными знаками ордена Св. Анны 2-й степени.

С 8 апреля 1811 года Бухарин был назначен губернатором Рязанской губернии, где имел случай проявить свою энергию и ум в борьбе с нашествием Наполеона. Но именно эта деятельность создала Бухарину много врагов, по наговорам которых 19 августа 1814 года он был уволен с должности. В 1818 году он подал Александру I оправдательную записку относительно своих действий в Рязани — резкость и убедительность доводов её поразили императора и он решил, что человек с нечистой совестью не может так писать.

В начале 1819 года Бухарин, награждённый орденом Св. Анны 1-й степени, был назначен губернатором в Астрахань, а 6 июля 1820 году переведён губернатором в Киев.

В 1822 году по болезни вышел в отставку и поселился в своей харьковской деревне. После пятилетнего отдыха, в 1827 году он снова поступил на службу и был назначен архангельским губернатором. В июне 1828 года вице-губернатором в Архангельск был послан поэт А. Е. Измайлов, который знал Бухарина как человека весьма добросовестного, честного и деятельного. Дружба с Измайловым привела к удалению Бухарина из Архангельска. Архангельский генерал-губернатор С. И. Миницкий злоупотреблял своей властью и преследовал Измайлова, круто обошедшегося с одним из его фаворитов. Последний решил написать министру о злоупотреблениях Миницкого. Бухарин ему вполне сочувствовал, но сначала отговаривал делать решительный шаг против генерал-губернатора. Затем, убедившись в невозможности поступить иначе, в свою очередь послал в Петербург донесение. Миницкий узнав это, в 1829 году отправился в Петербург и сумел выставить своё дело в таком виде, что Бухарин был лишён должности и причислен к герольдии. В 1830 году дело Миницкого было разобрано, и генерал-губернатор был уволен от службы «за предосудительные и противные пользам службы поступки». Бухарин же в 1830 году получил чин тайного советника и был назначен сенатором в Москву.

В декабре 1832 года вышел в отставку и навсегда поселился в Москве, где скончался 6 (18) октября 1858 года. Был похоронен в Новодевичьем монастыре, могила не сохранилась.

М. Н. Лонгинов, хорошо знавший Бухарина, рассказывал о необыкновенной популярности, которой он пользовался в Москве. И в Английском клубе, и на улице, и дома его окружало общество не только стариков и пожилых, но и молодых людей, для которых он был интересен, как живой отголосок екатерининских времен. Он изъездил Россию за свою долгую службу вдоль и поперек, умел наблюдать и делиться своими наблюдениями в речи живой и красивой. Почти до самой смерти Бухарин жил напряженной умственной деятельностью, интересами не только прошлого, но и настоящего; он следил, сколько мог, за наукой, литературой, искусством, особенно за музыкой, которую любил настолько, что побеждал ею страдания старческих болезней. Как отмечал Логинов «Печать изящества наложена на его ум и чувства как бы самой природой, которая одарила его так счастливо и внешностью, соответственною наклонностям души»[1].

Деятельность в качестве губернатора

Рязанская губерния

Губернаторство Бухарина пришлось на период Отечественной войны 1812 года. Территория Рязанской губернии осенью 1812 года была ближайшим тылом действующей армии. С сентября 1812 по август 1814 года в Касимове, Елатьме и окрестных населённых пунктах был размещён главный военный госпиталь действующей армии. Всего-же на территории губернии размещалось более 32 тысяч раненых офицеров и солдат. Сам губернатор разместил в своей личной резиденции 205 раненых войнов.

За время войны в губернии было проведено три чрезвычайных рекрутских набора в армию, под призыв попало более 8000 человек. В июле 1812 года было создано Рязанское ополчение, состоявшее из конного казачьего полка и шести пеших. Численность ополчения составила около 15 тысяч человек.

На плечи населения губернии также легли тяготы по содержанию армии. Для формирующихся в Рязани полков губернское дворянство пожертвовало более 7 тысяч четвертей хлеба, за свой счёт обмундировало один из полков, а купечество предоставило средства для содержания полкового обоза, продукты на который были рассчитаны на шесть месяцев вперёд. Была увеличена и подушная подать для крестьян, с начала войны которым было предписано в двухмесячный срок сократить все недоимки. К денежным сборам также добавилось выполнение и других повинностей: поставка лошадей и подвод, расквартирование войск, размещение беженцев из Москвы и других городов.

В сентябре-октябре 1812 года Рязань стала центральным распределительным пунктом для военнопленных наполеоновской армии. Через неё прошли практически все пленные офицеры и солдаты, встретившие здесь гуманное отношение среди местных властей и населения. Некоторые из них скончались и похоронены на территории Рязани и губернских уездных городов. Одно из таких мест — Лазаревское кладбище.

В результате войны Рязанская губерния понесла большие человеческие жертвы. Губернским властям пришлось бороться с очагами эпидемий, расквартированием беженцев, справляться со сбором налогов и податей, фуражированием армии. Некоторое представление о том, что представлял собой во время войны губернский центр можно узнать из записи М. И. Меркулова, составленной 8 сентября 1812 года:

8 сентября приехали мы в Рязань. Подъезжая к ней утром, вёрст за пять, открывается прекрасная равнина, и влево дорога из Москвы. Только мы выехали на равнину, то представилось нам зрелище единственное и жалостное: как только мог досягать взор, вся Московская дорога покрыта была в несколько рядов разными экипажами и пешими, бегущими из несчастной столицы жителями, гонимые страхом в каретах, колясках, дрожках и телегах наскоро, кто в чём мог и успел, с глазами заплаканными и пыльными лицами, окладные детьми различных возрастов. А и того жалостнее: хорошо одетые мужчины и женщины брели пешие, таща с собой детей своих и бедный запас пропитания, мать вела взрослых, а в тележке или за плечами тащит тех, которые ещё не могли ходить, всяк вышел наскоро, не приготовясь, быв настигнуть нечаянно, и брели без цели и большею частью без денег и без хлеба... Гул от множества едущих и идущих был слышен весьма издалека и, сливаясь в воздухе казался каким-то стоном, потрясающим душу. А в Рязани улицы, не говоря уже комнаты и дворы, были полны народа, который на открытом воздухе сидел и лежал целыми семьями: что либо пили, ели и плакали.

Семья

Вера Ивановна, дочь

Жена — Елизавета Фёдоровна Полторацкая (22.10.1789[2]—07.01.1828[3]), внучка М. Ф. Полторацкого и А. А. Шишковой. Родилась в Петербурге, крещена 25 октября 1789 года в Симеоновской церкви при восприемстве дяди Д. М. Полторацкого и П. М. Демидовой. По отзыву современника, была «в высшей степени приятная, самая милая особа, олицетворенная доброта»[4]. Брак её не был счастливым. Бухарин был кутилой и мотом, что привело к разорению семьи. Елизавета Фёдоровна была вынуждена поселиться отдельно от мужа в имении. В минуту нервного срыва, разлучённая с детьми, она выбросилась из окна и сломала себе ногу. Во избежание гангрены ей сделали ампутацию, после которой она умерла[5]. Похоронена на Смоленском православном кладбище в Петербурге. Дети[6]:

  • Вера Ивановна (1813—1902) — выпускница Смольного института, с 1832 года жена генерала Н. Н. Анненкова; её знал Пушкин, Вяземский, ею был увлечён А. И. Тургенев.
  • Николай Иванович (1815—1897) — статский советник, одесский градоначальник.

Награды

Примечания

  1. «Санкт-Петербургские Ведомости». — 1858. — № 238.
  2. ЦГИА СПб.. Ф. 19. Оп. 111. Д. 106. Л. 545 (Метрические книги Симеоновской церкви).
  3. ЦГИА СПб.. Ф. 19. Оп. 111. Д. 228. Л. 30 (Метрические книги Казанского собора).
  4. Ф. М. Миркович. 1789-1866. Его жизнеописание, составленное по собственным его запискам, воспоминаниям близких людей и подлинным документам. — СПб.: Военная тип., 1889. — С. 65.
  5. Люди былого времени // Русский архив. — 1906. — Т. 1. — С. 110.
  6. Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб.: Тип. 3 Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1857. — Т. 4. — С. 316.
  7. Список кавалерам российских имп. и царских орденов… — Санкт-Петербург : тип. К. Вингебера, 1830. Ч. 3. — С. 423.
  8. Список кавалерам российских имп. и царских орденов… — Санкт-Петербург : тип. К. Вингебера, 1830. Ч. 2. — С. 8.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.