Бредов, Михаил Михайлович
Михаи́л Миха́йлович Бре́дов (23 сентября 1916, станция Смела — 29 сентября 1976, Ленинград) — советский физик, доктор физико-математических наук, профессор, автор десятков опубликованных работ в области теоретической и экспериментальной физики. Ученик и соратник академика А. Ф. Иоффе.
Михаил Михайлович Бредов | |
---|---|
| |
Дата рождения | 23 сентября 1916 |
Место рождения | станция Смела, Черкасский уезд, Киевская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 29 сентября 1976 (60 лет) |
Место смерти | Ленинград |
Страна | СССР |
Научная сфера | теоретическая и экспериментальная физика |
Место работы | Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе АН СССР, Институт полупроводников АН СССР, Ленинградский Политехнический институт |
Альма-матер | Ленинградский Индустриальный институт |
Учёная степень | доктор физико-математических наук |
Учёное звание | профессор |
Награды и премии |
Биография
Родился 23 сентября 1916 года на станции Смела Киевской губернии. Его отец — генерал белой армии Михаил Константинович Дитерихс, мать — Софья Эмильевна (ур. Бредова), выпускница Смольного института. При наступлении Красной армии на Одессу и отходе белых частей в 1918 году семья была трагически разлучена навсегда. В возрасте менее двух лет остался на попечении тёти Марии Эмильевны Бредовой, впоследствии усыновившей его, и бабушки Софьи Егоровны Бредовой. Женщины с младенцем вынуждены были тайно выехать в Смоленск, поскольку их искали как членов семьи генерала Дитерихса.
В 1927 году они переехали в Ленинград, где жили на Петроградской стороне в крайне стеснённых обстоятельствах. В 1934 году он окончил с отличием школу и в том же году поступил в Ленинградский Индустриальный институт. Одновременно он учился в Лётном училище. Научной работой начал заниматься ещё в институте под руководством члена-корреспондента АН СССР Я. И. Френкеля. В 1939 году с отличием окончил ЛИИ[1] и поступил в Ленинградский Физико-технический институт в аспирантуру к доктору физико-математических наук (впоследствии академик) Л. А. Арцимовичу по специальности «Физика атомного ядра»[2].
Участник Великой Отечественной войны с 1942 года, старший техник-лейтенант. Когда началась война, его мобилизовали как лётчика, но, после составления анкеты, он оказался в опасной ситуации. Только вмешательство академика А. Ф. Иоффе спасло его от ареста. Благодаря активной позиции А. Ф. Иоффе он был включён в состав группы сотрудников АН СССР, занимавшейся под руководством доктора физико-математических наук (впоследствии академик) А. П. Александрова и доктора физико-математических наук (впоследствии академик) И. В. Курчатова проблемой защиты кораблей ВМФ от мин (размагничиванием)[3]. Сначала был откомандирован на Дальний Восток[4], где он обеспечил ввод в эксплуатацию СБР-9 (станция безобмоточного размагничивания) и обучение её личного состава. После завершения работ на Амурской флотилии был мобилизован во флот и осенью 1942 года назначен на Волжскую военную флотилию (ВВФ) старшим инженером[5].
Контр-адмирал Б. А. Ткаченко писал, что
«мобилизованный во флот сотрудник ЛФТИ М. М. Бредов» сыграл «значительную роль в размагничивании кораблей и судов на Волге и в целом в становлении СРК (служба размагничивания кораблей) на ВВФ». Он также отмечал, что «несмотря на тяжелые условия работы, постоянные артиллерийские обстрелы и бомбежки авиацией противника, при круглосуточном режиме работы личный состав СРК ВВФ под руководством офицеров УК ВМФ и сотрудников ЛФТИ выполнил все задания командования и совместно с минерами обеспечил боевую деятельность кораблей ВВФ и бесперебойные перевозки важнейших военных грузов судами Волжского речного бассейна».
— Ткаченко Б. А., 1981, с. 192, 195
После разгрома фашистов под Сталинградом и успешного форсирования нашими войсками Днепра специалисты по размагничиванию кораблей были переброшены на Днепровскую военную флотилию. Михаил Бредов был вновь назначен старшим инженером[6]. Затем, с развитием наступления советских войск на запад, он продолжил эту работу на Висле, Одере, Эльбе и в Берлине[2].
Демобилизован в августе 1945 года в звании старшего лейтенанта[2].
После войны вернулся во ФТИ, защитил кандидатскую диссертацию «на специальную тему»[2][7]. В 1948 году женился на архитекторе Наталии Алексеевне Ильинской, дочери известного ботаника Алексея Порфирьевича Ильинского. В 1952 году начал преподавать в Ленинградском Политехническом институте. В течение почти двадцати лет он читал курсы лекций по статистической физике, электродинамике, квантовой механике, специальной теории относительности, астрофизике[2].
Однако в этот период началась новая волна репрессий. В 1950 году А. Ф. Иоффе был вынужден уйти с поста директора ЛФТИ. Тяжело переживая это отстранение, он, тем не менее, продолжал деятельность по развитию передовых направлений науки и в 1952 году сумел добиться разрешения на создание Лаборатории полупроводников (с 1954 года — Институт полупроводников АН СССР)[8]. Михаил Бредов был уволен из ЛФТИ в конце 1952 года без возможности где-либо устроиться на работу. Встал вопрос о его высылке из Ленинграда. Смерть Сталина в марте 1953 года позволила А. Ф. Иоффе вновь вмешаться в ситуацию и оказать ему неоценимую помощь. Он поехал в Москву и добился разрешения принять Михаила Бредова на работу в созданную им Лабораторию полупроводников. Был зачислен на должность старшего научного сотрудника, а в 1959 году возглавил лабораторию уже в составе Института полупроводников[9].
Смерть А. Ф. Иоффе в 1960 году стала тяжёлым ударом для Михаила Бредова, потерявшего своего учителя, человека, близкого по духу. Он писал в своих воспоминаниях:
«На примерах судеб многих и многих ученых можно было бы проследить замечательное качество Абрама Федоровича…- умение сочетать личные и государственные интересы, умение сочетать совершенно индивидуальный и глубоко человеческий подход к каждому с предвидением и учетом перспектив развития науки и общества», и «первые же послевоенные годы — годы напряженной работы над решением атомной проблемы-…показали, как жизненно необходимо для страны было сохранить её научные кадры».
— [10].
Через год после смерти А. Ф. Иоффе, по приглашению академика Б. П. Константинова, вернулся во ФТИ. Здесь он сначала стал руководителем Лаборатории космических исследований, а в 1963 году, по предложению Б. П. Константинова, организовал и возглавил Астрофизический отдел[11].
В годы «оттепели» защитил докторскую диссертацию[12], стал профессором[13], получил возможность выезжать за границу. С научными командировками он был во Франции, Италии, Англии, Югославии, США. В 1970 году был выдвинут кандидатом в члены-корреспонденты АН СССР[14], однако тяжёлая болезнь помешала дальнейшей активной работе. Крепкое от природы здоровье было подорвано войной и преследованиями, в 1976 году Михаил Бредов скончался от третьего инфаркта.
Научная и педагогическая деятельность
Сочетал опыт физика-экспериментатора с глубоким знанием теории, обладая острым эвристичным научным умом и широким кругозором внес ощутимый вклад в самые разные области физики — физику элементарных частиц, физику электронов, физику твердого тела и полупроводников, астрофизику, теоретическую физику, теорию эволюции[2]>. Уже в начале карьеры, в 1947 году, руководство ФТИ отмечало его
"...глубокие познания в различных областях современной физики, способности к матфизике и глубокие навыки в выполнении расчетов по электронной оптике и смежным вопросам"[2]
Предложил интенсивный источник положительных ионов щелочных металлов, который в масс-спектрометрии известен как «Источник Бредова». Выполнил пионерские работы по ионному легированию полупроводников, опередив аналогичные разработки в США и Японии, его называют и сейчас основоположником ионной имплантации.
В процессе космических и астрофизических исследований руководил, в частности, разработкой научных приборов для Лунохода[15] и спутников[16].
Вместе с Б. П. Константиновым занимался теорией антивещества. В последние годы увлекался вопросами биополя.
Был блестящим лектором, талантливым преподавателем. Студенты отмечали удивительную манеру общения, его лекции отличались безупречной речью и четко выстроенной мыслью[17]. Коллеги характеризовали его преподавательскую деятельность как «большой успех»[18]. Читал лекции в лучших университетах США.
Академик Б. П. Константинов, выступая на защите докторской диссертации Михаила Бредова, сказал:
…Михаил Михайлович имеет исключительный диапазон знаний не только в области физики и математики..Любая область человеческой культуры не чужда ему. Он владеет многими языками, знает художественную литературу, музыку… Михаилу Михайловичу с таким же правом, как степень доктора физико-математических наук, может быть присуждена степень доктора риторики.
— Трудный путь к Победе, 2012, с. 68
Награды
- Был удостоен государственных наград, в том числе, медалей «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Берлина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- В 1980 году, посмертно, М. М., в составе авторского коллектива, был выдвинут на соискание Государственной премии СССР за цикл работ по теме «Радиационные эффекты в германии и кремнии»[19].
Избранные труды (по разным направлениям научной деятельности)
- Бредов М. М. Автоматическая компенсация объемного заряда в электронных пучках//Сборник, посвящённый 70-летию академика А. Ф. Иоффе.-М., 1950. — С. 155—173.
- Бредов М. М., Федоренко Н. В. Измерение эффективных сечений для перезарядки ионов щелочных металлов. ЖТФ. 1950. Т. 20, Вып. 4.
- Бредов М. М., Комарова Р. Ф., Регель А. Р. Исследование изменений выпрямляющих свойств точечного контакта металл-полупроводник под влиянием облучения полупроводника ионами щелочных металлов. ДАН СССР. 1954. ХСІХ. № 1. С. 69-75.
- Бредов М. М., Муромский А. Б. Об изменении поверхностных свойств р-кремния при облучении ионами лития. ФТТ. 1962. Т. IV. С. 562—564.
- Балабанова Л. А., Бредов М. М. Плазменные колебания в твердых телах. ФТТ. 1964. Т.VI, № 10. С. 3142-3148.
- Бакулин Е. А., Бредов М. М. Энергия плазмонов и работа выхода металлов. ФТТ. 1977. Т. XII. № 3. С. 891.
- Бредов М. М. О применении нейтронной спектроскопии для исследования физических свойств в твердом и жидком состояниях. Изв. АН СССР. ОТН. Металлургия и топливо. 1960. № 6. С. 87.
- Бредов М. М., Котов Б. А., Окунева Н. М., Оскотский В. С., Шах-Будагов А. Л. О возможности измерения спектров тепловых колебаний с помощью когерентного неупругого рассеяния нейтронов на поликристаллах. ФТТ. 1967. Т.IX. Вып. 1. С. 237—293.
- Константинов Б. П., Бредов М. М., Беляевский А. И., Соколов И. А. О возможной антивещественной природе микрометеоров. Космические исследования. 1966. Т.IV. № 1. С.66-74.
- Константинов Б. П., Бредов М. М., Мазец Е. П. Экспериментальные данные, свидетельствующие против гипотезы о пылевом облаке Земли. ДАН СССР. 1967. 174. № 3. С. 580.
- Бредов М. М. Корпускулярные потоки средних и малых энергий и их применения для изучения физических свойств вещества//Доклад по совокупности работ, представленный на соискание степени доктора физико-математических наук. 1967.
- Бредов М. М., Румянцев В. В., Топтыгин И. Г. Классическая электродинамика: Учебное пособие.-М., 1985.
Полный список содержит 58 печатных работ и изобретений.
Семья
Жена — Наталия Алексеевна Ильинская (р. 1918) — архитектор (Институт им. И. Е. Репина АХ СССР). Специализировалась в области ландшафтной архитектуры. Старший преподаватель кафедры «Озеленение населенных мест» Лесотехнической Академии им. С. М. Кирова и Архитектурного факультета Института им. И. Е. Репина АХ СССР. Член Союза архитекторов СССР. В течение многих лет возглавляла Секцию ландшафтной архитектуры Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР. Автор методики реставрации исторических садов и парков[20].
Дочь — Мария Михайловна Бредова (р. 1951) — искусствовед (Институт им. И. Е. Репина АХ СССР). Специализировалась в области градостроительных исследований и реставрации памятников архитектуры. Работала в СПб НИИ «Спецпроектреставрация» (руководитель Архитектурно-реставрационной мастерской, начальник Отдела экспертиз). Государственный эксперт Министерства культуры РФ.
Примечания
- Диплом с отличием Ленинградского Индустриального института № 500198. Регистрационный № 6494.
- Трудный путь к Победе, 2012, с. 67.
- Ткаченко Б. А., 1981, с. 60—67, 102.
- Коптев Ю. И. Филиал ЛФТИ (1941—1945 гг.). — СПб., 2011. — С. 97.
- Ткаченко Б. А., 1981, с. 189, 200.
- Ткаченко Б. А., 1981, с. 201.
- Диплом кандидата наук. МФМ № 00500. Протокол от 7 мая 1947 г.
- Соминский М. С. Абрам Федорович Иоффе. — Л., 1972. — С. 566—569, 631.
- Трудный путь к Победе, 2012, с. 66—68.
- Бредов М. М. Воспоминания об А. Ф. Иоффе. — Л., 1972. — С. 184—185.
- Бредов М. М., 1974, с. 141.
- Диплом доктора наук. МДТ № 000604. Протокол № 28 от 31 мая 1968 г.
- Аттестат профессора. МПР № 013450. Протокол № 20 от 10 апреля 1970 г.
- Известия. — 1970. — № 262 (16572). — С. 3.
- Передвижная лаборатория на Луне Луноход 1.-М.,1971.-С. 89-95
- Бредов М. М., 1974, с. 141—146.
- Трудный путь к Победе, 2012, с. 66—67.
- Брелдов М. М., Румянцев В. В., Топтыгин И. Н. Классическая элетродинамика: Учебное пособие.-М., 1985.-С. 11
- «Известия». 1980. № 119(19489). С. 3.
- Ильинская Н. А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Л., 1984.
Литература
- Бредов М. М. Рыцарь науки // Трудный путь к Победе / ред.-сост.: Р. Ф. Витман, Е. В. Куницына. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. — 433 с. — ISBN 978-5-7422-3474-6.
- Ткаченко Б. А. История размагничивания кораблей советского Военно-морского флота. — Л., 1981.
- Бредов М. М. Астрофизические исследования в Физико-техническом институте им А. Ф. Иоффе АН СССР // Проблемы современной физики. — Л., 1974.
- Крапошина Н. В. Бредов Михаил Михайлович // Ученые — фондообразователи Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук : Краткий биографический справочник : А—В / науч. ред. и сост. Е. Ю. Басаргина, И. В. Тункина. — СПб. : Реноме, 2018. — С. 105—107. — 196 с. — (Ad fontes. Материалы и исследования по истории науки ; т. 13). — ISBN 978-5-00125-105-7. — doi:10.25990/afvk-ns57.