Блинов, Пётр Фёдорович

Пётр Фёдорович Блинов (1893, селе Ново-Ризодаево, Сызранский уезд, Симбирская губерния — 1 июля 1938, Минск) — один из главных деятель обновленчества, основатель обновленчества в Западной Сибири, первый обновленческий женатый архиерей.

Пётр Фёдорович Блинов
Дата рождения 1893
Дата смерти 1 июля 1938(1938-07-01)
Место смерти

Биография

Родился в 1893 году в селе Ново-Ризодаево Самарской губернии (ныне Сызранского района Самарской области) в семье крестьянина.

В сентябре 1914 года, будучи учеником дополнительных богословских курсов Томской духовной семинарии, рукоположён в сан диакона и назначен псаломщиком Никольской церкви Томска.

24 апреля 1916 года был рукоположён в сан священника церкви 38-го Сибирского стрелкового полка, размещавшегося в Томске.

В 1917—1922 годах служил в Томской церкви святого Иоанна Лествичника.

Пользовался популярностью среди своих прихожан. Высокий ростом, плечистый, он обращал на себя внимание внешним видом. Не получив систематического образования, восполнял его чтением, запасом жизненных наблюдений. Проповеди и духовные беседы священника привлекали большое количество слушателей.

В марте 1918 года подвергался аресту по обвинению в агитации против советской власти, но выпущен на свободу по ходатайству прихожан, взявших его на поруки.

В начале 1920-х годов увлёкся идеями обновленческого движения, что нашло отражение в проводимых им богослужениях. Получив строгое предупреждение от временно управлявшего Томской епархией епископа Барнаульского Виктора (Богоявленского), он на время подчинился священноначалию.

Однако после ареста летом 1922 года епископа Виктора и других священнослужителей по обвинению в противодействии властям в изъятии последними церковных ценностей «на нужды голодающих», священник Пётр Блинов собрал «инициативную группу» из числа духовенства и мирян и объявил о создании местого отделения «Живой церкви». Учреждённое тогда же обновленческое временное церковное управление Томской епархией избрало его своим председателем. Сообщение о новом церковном управлении было передано в Москву, во обновленческое Высшее церковное управление, всем благочинным Томской епархии, в Сибревком, в Томский, Алтайский и Новониколаевский губисполкомы.

Руководимое Петром Блиновым временное церковное управление постановило произвести перевыборы приходских советов, чтобы ввести в их состав сторонников обновленчества, приступить к изданию собственного печатного органа, создать комиссию по разработке материалов по коренной реформе Церкви. Постановлением от 9 июня 1922 года Томское церковное управление было преобразовано в Сибирское под председательством Петра Блинова. Оно высказалось за необходимость суда над патриархом Тихоном, но возбудило ходатайство перед местными властями об освобождении епископа Виктора и других священнослужителей.

Деятельность священника Петра Блинова всячески поощрялась властями, но среди многих прихожан и значительной части духовенства он встречал неодобрение и осуждение.

В начале сентября 1922 года пастырское собрание томского духовенства приняло основные положения группы «Живая церковь» и высказалось о возможности введения белого (женатого) епископата. 2 октября в Томске открылся Всесибирский съезд членов группы «Живая церковь», который постановил возвести священника Петра Блинова в сан епископа.

8 октября 1922 года в Благовещенском соборе города Томска Петр Блинов, будучи женатым, вопреки канонам был хиротонисан во обновленческого епископа Томского и всея Сибири. Хиротонию совершили Иоанн (Завадовский) и Николай (Чижов)[1]. Выйдя к участникам собрания в лаптях и сермяге, он поклялся, что будет «рабоче-крестьянским архиереем».

16 ноября этого же года был возведён в сан обновленческого митрополита Томского и Сибирского.

После переезда Сибирского церковного управления в Новониколаевск, возведен в сан обновленческого митрополита всея Сибири. В Новониколаевске обновленцы сделали своим кафедральным храмом Александро-Невский собор.

2 мая 1923 года был избран «деловым председателем» «II Всероссийского Поместного Собора» (первого обновленческого), проходившего в Храме Христа Спасителя. По инициативе Петра Блинова на Соборе были приняты решения «избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии» протоиерея Александра Введенского (в хиротонии которого, состоявшейся 6 мая, участвовал и Блинов вместе с другими 11 обновленческими архиереями), «закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи» и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для «подвига личного спасения».

После «Собора» возглавил депутацию, явившуюся в Донской монастырь к заключённому Святейшему Патриарху Тихону для объявления ему «соборного определения» о лишении его сана и монашества. В присутствии депутации зачитывал и вручил Патриарху данное определение и потребовал признать новую церковную власть. Патриарх это требование исполнить отказался.

На заседании 8 мая 1923 года вместо ВЦУ был образован обновленческий Высший церковный совет, в списке членов которого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя «митрополита всея Сибири» Петра Блинова.

На обновленческом предсоборном совещании 1924 года, когда некоторые из обновленцев стали высказывать желание начать диалог с Патриархатом, Блинов решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 года, когда в Новониколаевск приехал рукоположенный патриархом Тихоном епископ Никифор (Осташевский).

27 января 1925 года вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума обновленческого Священного Синода.

Присутствовал на втором обновленческом «Всероссийском Соборе» с решающим голосом.

Подписался под обращением к архиепископу Кентерберийскому, примасу Англии.

Присутствовал на заседании расширенного Пленума сессии обновленческого Священного Синода от 1 и 2 октября 1928 года.

С 1 октября 1929 года награждён предношением креста при богослужении.

В 1935 году под давлением властей последовал самороспуск обновленческого Священного Синода.

В том же году назначен обновленческим митрополитом Минский, управляющий «православными» церквами в Белорусской ССР.

Жил в Минске, где служил в церкви святого Александра Невского.

По воспоминаниям минского священника протоиерея Бориса Васильева, «популярностью и уважением Пётр Блинов не пользовался… По улице ходил в гражданской одежде… Народу к нему ходило молиться довольно мало… Сам он очень переживал, что его возьмут под стражу, и поэтому старался поставить себя чрезвычайно лояльным к советской власти, говорил проповеди на тему „Страна наша и правительство“».

4 февраля 1938 года был арестован в Минске по обвинению в том, что он, «прибыв в начале 1935 года в Минск, по заданию японской разведки связался с польским консульством… создал на территории БССР шпионско-фашистскую организацию, в которую лично завербовал 20 человек, дав им задания на организацию шпионско-диверсионных групп на периферии».

15 апреля этого же года освобождён от управления и уволен за штат.

25 мая 1938 года особой тройкой НКВД БССР приговорён к высшей мере наказания.

Расстрелян 1 июля 1938 года. Похоронен в Минске.

Реабилитирован 4 декабря 1958 года военным трибуналом Белорусского Военного Округа.

Труды

  • Отзывы и мнения об отношениях к бывшему Патриарху Тихону // Церковное обновление. 1924. № 19-20. с. 83.
  • О состоянии Сибирской Церкви

Примечания

  1. Церковная хроника. Епископ Томский и всея Сибири // Сибирская церковь. 1922, № 2. С. 13.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.