Благовещенский, Алексей Андреевич
Алексей Андреевич Благовещенский (1804 — 1 января 1835)[1] — доктор права Санкт-Петербургского университета.
Алексей Андреевич Благовещенский | |
---|---|
Дата рождения | 1804 |
Дата смерти | 1 января 1835 |
Альма-матер | |
Учёная степень | доктор права (1834) |
Сын священника[2]. В 1828 году окончил Московскую духовную академию. В том же году, в числе шести способных молодых людей, отобранных лично Сперанским, продолжил обучение в петербургском университете, в специальной группе, совмещавшей усиленное изучение права и латыни с практической работой во Втором отделении — по кодификации российского законодательства.
По замыслу Сперанского, участники группы, пройдя обучение и сдав соответствующие экзамены, составили бы новый, современный профессорский штат для юридических кафедр ведущих вузов страны.
После подготовки, в 1829 году, первую группу (всего их было две, общей численностью 15 человек), направили на обучение к тогдашнему светилу европейского правоведения — профессору Ф. Савиньи, преподававшему право в Берлинском университете.
В 1832 году, вернувшись в Россию, Благовещенский продолжил работу под началом Сперанского — во Втором отделении, одновременно приступив к подготовке диссертации «История и метод науки законоведения в XVIII веке», — которую через два года и защитил. Однако, едва получив степень доктора, Алексей Благовещенский неожиданно заболел. — Жизнь его оборвалась почти в самом начале бесспорно перспективной карьеры: большинство его одногруппников, как и планировал Сперанский, составили цвет российской научной юридической школы в 1840—1860-е годы.
Как верный ученик Савиньи, в своей диссертации[3] «О методах науки Законоведения» (1834), — по сути, единственном его труде, — Благовещенский отстаивал необходимость изучения положительного права вместо естественного. То есть, изучение исторически сложившегося в данном народе правосознания и правоприменения, вместо изучения права, якобы свойственного человеку «по естеству». Однако молодой учёный не успокоился простым изложением усвоенных в Берлине представлений: тут же он развил их предложением изучать некое «сравнительное законоведение», в котором разрешались бы кажущиеся противоречия между правом естественным и положительным. В конце диссертации Благовещенский утверждал, что, по его мнению, только сравнительное законоведение «может открыть вечные начала правды, справедливости и благочестия, сии неколебимые основания бытия родов, царств и народов»[4].
Несмотря на кратковременность жизни и довольно скромный научный вклад, имя Алексея Благовещенского упоминается в нескольких фундаментальных биографических словарях России XIX-го века — Венгерова, Брокгауза и Половцова, — как непосредственно связанное с началом самостоятельной юридической мысли в России, а также с именем выдающегося человека, стоявшего у её истоков, — Михаила Михайловича Сперанского.
Примечания
- По другим сведениям, Благовещенский родился в 1800-м году. См.:Благовещенский, Алексей Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Благовещенский, Алексей Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Журнал Министерства Народного Просвещения, 1835, кн. VI и VII
- Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. акад. К. К. Арсеньева.. — СПб.—Пг.: Изд-во Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911—1916. — Т. Т. 6: Берар — Бобровникова [1912]. — С. 822 стб. — 960 стб с.