Благовещенская церковь Александро-Невской лавры

Це́рковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы и свято́го благове́рного кня́зя Алекса́ндра Не́вского — старейший сохранившийся храм Санкт-Петербурга[1]. Построен в 1717—1724 годах на территории Александро-Невской лавры. Здесь находится единственный в лавре престол в честь её небесного покровителя, погребены члены императорской фамилии, государственные деятели, дипломаты, полководцы XVIII — первой трети XIX века.

Достопримечательность
Благовещенская церковь Александро-Невской лавры

набережная реки Монастырки, 1
59°55′23″ с. ш. 30°23′02″ в. д.
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург
Конфессия православие
Архитектурный стиль барокко
Автор проекта Доменико Трезини
Архитектор Теодор Швертфегер, Кристоф Конрад
Основатель Пётр I
Дата основания 1725
Строительство 17171724 годы
Приделы Благовещенская усыпальница
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510379090026 (ЕГРОКН). Объект № 7810593102 (БД Викигида)
Состояние музей
Сайт gmgs.ru/expoz/blags
 Медиафайлы на Викискладе

Храм находится в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку. В советское время стал филиалом Музея городской скульптуры.

История

Вначале проектом занимался Доменико Трезини, затем руководить постройкой поручили Кристофу Конраду, которого на последнем этапе строительства сменил Теодор Швертфегер[2]. 21 июля 1717 года «от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу». Очевидно, предполагалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но планы переменились. В полу храма были устроены места для захоронения членов царской фамилии и видных сановников. Согласно христианскому обычаю, люди, заходящие в храм, наступая на могильную плиту, могли молитвенно помянуть похороненного под ней человека. Здание было выведено под кровлю к 1719 году, но отделочные работы продолжались ещё три года.

В верхнем двусветном этаже ранее размещалась церковь Александра Невского, куда 30 августа 1724 указом Петра I были перенесены останки князя Александра Невского: Рака Александра Невского находилась там до 1790 года, позже была перенесена в основной собор.

Вокруг этой церкви формировался весь последующий ансамбль Лавры. Иконы и картины на библейские сюжеты для него создавали такие художники, как Иван Адольский, Иван Никитин и Дмитрий Соловьёв. Стены храма были украшены лепниной и алебастровым орнаментом снаружи и окрашены под синий мрамор внутри[2].

В 1720 году из подвала церкви начали выносить землю, чтобы устроить усыпальницу на 21 место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Нижняя церковь-усыпальцница была освящена 25 марта 1725 года[2]. Первой здесь была похоронена 24 октября 1723 года царица Прасковья Фёдоровна. Кроме того, по приказу Петра в усыпальницу были перенесены останки его сестры, царевны Натальи Алексеевны и сына, царевича Петра Петровича, первоначально похороненного в Лазаревской церкви.

В июле 1762 года в центральной части усыпальницы без помпы был погребён император Пётр III — рядом с другой свергнутой правительницей, Анной Леопольдовной, которую тоже не удостоили Петропавловской крепости. Прах Петра III был вскрыт и перезахоронен его сыном Павлом после вступления на трон. Здесь же похоронены великие княжны, отцовство которых сомнительно — дочь Екатерины II и две дочери Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Алексей Разумовский, предполагаемый морганатический супруг Елизаветы Петровны, также покоится здесь.

В 1764—1765 годах к западному фасаду пристроен двухэтажный лестничный павильон в формах барокко (архитектор Михаил Расторгуев или Иван де Росси)[3]. В 1783 году к усыпальнице была пристроена т. н. «палатка» — пристройка в юго-восточной части усыпальницы (правый придел)[1]. Ещё до её сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся внутри палатки. По-видимому, палатка была устроена в связи с сооружением здесь нескольких архитектурных памятников — Шувалову, Бецкому, Вяземскому и Нарышкину. С восточной стороны к Благовещенской церкви пристроена небольшая приземистая ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых.

Значительным событием оказались похороны в Лавре генералиссимуса Суворова 12 мая 1800 года.

При советской власти

Основное пространство Благовещенской церкви
Пространство т. н. «Палатки» Благовещенской церкви

Все службы лавры были переданы в ведение Губоткомхоза. В 1932 году Благовещенскую усыпальницу было решено передать Музею-некрополю надгробной скульптуры, но работы по его созданию затянулись почти на двадцать лет. В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования… Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». «В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница „уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И. П. Мартоса: И. Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е. Чичаговой со Смоленского лютеранского кл.“. Ремонтные работы начались в 1933 году, но вскоре были прекращены из-за отсутствия средств. Хранитель музея-некрополя Н. В. Успенский успел открыть нишу, в которой был замурован памятник А. М. Голицыну»[4]. С 1930-х годов в помещение усыпальницы начинают переносить ценные с точки зрения искусства надгробия с других кладбищ, в первую очередь с соседнего Лазаревского и из примыкающей к ней Духовской церкви Лавры. В Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры.

Помещения усыпальницы передавались в пользование предприятиям и клубам. Верхнюю церковь заняло отделение геодезических съемок института Гипрогор. Реставрация усыпальницы началась во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь. После окончания войны учреждения постепенно перевели в другие места, а помещения отремонтировали. Художники Н. М. Суетина и А. В. Васильева в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами.

В 1950 г. Музей надгробной скульптуры был открыт для посетителей. К находящимся в Благовещенской усыпальнице надгробиям добавились перенесенные в неё могильные памятники из Федоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы. В 1954 году здание вновь закрыли на ремонт в связи с заменой междуэтажных перекрытий. Тогда же в зал Благовещенской усыпальницы были перенесены некоторые скульптурные памятники из Фёдоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы: надгробия Е. С. Куракиной, Е. А. Куракиной, А. С. Попова, B. C. Попова, скульптура плакальщицы работы А. Трискорни с надгробия М. С. Таировой[4].

В 1989—1999 гг. осуществлена комплексная реставрация Благовещенской усыпальницы, восстановлено первоначальное объемно-пластическое решение храма.

В настоящий момент в залах 2-го этажа находится экспозиция «Монументальная скульптура Петербурга XVII—XX вв.».

Современность

В апреле 2013 года администрация Санкт-Петербурга объявила о возвращении Благовещенской церкви в пользование РПЦ[5]. Высказывались предложения перенести все надгробия из усыпальницы на Уткину дачу, которая была передана в распоряжение Музея городской скульптуры для экспонирования современной скульптуры[6]. Председатель городского комитета по культуре упоминал вариант временного размещения надгробной скульптуры, перенесённой в церковь в 1930-е годы, на площадях ГМЗ «Гатчина»[6]. Надгробия, которые изначально находились в Благовещенской церкви, предполагается оставить на месте, однако «необходимо найти юридический механизм, как они, оставаясь частью музейного фонда, будут находиться в здании, которое принадлежит церкви»[6]. Епархия выступила по этому поводу с заявлением[7]:

Странно и даже дико звучат тиражируемые в СМИ предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники, захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь. <…> В действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры – в 300 руб.)

16 марта 2021 года верхний храм Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, посвящённый святому Александру Невскому, возвращён монастырю, помещения храма переданы Санкт-Петербургской епархии в безвозмездное пользование. Для экспозиции Музея городской скульптуры найдено другое помещение[8].

Описание

Двухэтажное прямоугольное в плане здание с деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком. Высокая кровля с переломом и декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках — черты, характерные для петровского зодчества[3].

Благовещенская усыпальница

Нижний уровень храма является усыпальницей. Надгробия усыпальницы созданы крупнейшими скульпторами конца XVIII—начале XIX вв. — И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым, Ф. Ф. Щедриным и др.

«Полностью Благовещенская усыпальница не перестраивалась, однако её внутренние помещения сильно изменились за счет различных архитектурных украшений. (…) А когда в усыпальнице не оставалось свободного места для надгробий, к ней пристраивали дополнительные помещения. Однако, и этого не хватало, поэтому некоторые могилы были устроены снаружи, под стенами усыпальницы, а также в Духовской церкви, которая построена по проектам архитектора В. П. Петрова»[2].

Первоначальное лепное и живописное убранство Благовещенской усыпальницы не сохранилось до наших дней. Росписи обновлялись в 1839-41 и 1873, но в 1930-х годах были практически полностью уничтожены[2]. Деревянные полы в Благовещенской церкви были заменены каменными плитами в 1791 году. До этого времени роль надгробных знаков выполняли эпитафии, помещавшиеся на стенах. Две такие плиты, отлитые из бронзы — А. П. Апраксина (ум. 1725) и графа П. И. Ягужинского (ум. 1736), сохранились в музее[4].

Некоторые памятники в церкви являются выдающимися образцами классицистического и ампирного надгробия Российской империи: надгробие Александра Безбородко (ск. Ж. Д. Рашетт, арх. Н. А. Львов, 1803 г.), Александра Голицына (ск. Ф.Г. Гордеев, 1788 г.), Никиты Панина (ск. И.П. Мартос, арх. Д. Кваренги, 1780-е гг.), Елены Куракиной (ск. И. Мартос, 1792), Артемия Лазарева (ск. И. Мартос, 1802), Елизаветы Чичаговой (ск. И. Мартос, 1812), Елизаветы Гагариной (ск. И. Мартос, 1803) и другие.

Список захоронений

Примечания

  1. Официальный сайт музея (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 мая 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  2. Александро-Невская Лавра
  3. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
  4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского
  5. Благовещенская церковь будет возвращена Александро-Невской лавре «нормальным эволюционным путём» — вице-губернатор . Агентство религиозной информации «Благовест-инфо»
  6. Благовещенскую церковь отдают РПЦ. Как быть с надгробием Суворова?
  7. Пресс‑центр Александро‑Невской Лавры выступил с официальным заявлением по поводу Благовещенской церкви
  8. Верхний храм Благовещенской церкви Александро-Невской лавры возвращен монастырю. Православие.Ru (18 марта 2021). Дата обращения: 19 марта 2021.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.