Битва при Болимове

Сражение при Болимове — сражение на восточном фронте Первой мировой войны между 9-й армией генерала Августа фон Макензена и 2-й армией генерала Владимира Смирнова 31 января 1915 года под городом Болимовым (польск. Bolimów) в Польше (округ Скерневице). Сражение вошло в историю как первая попытка применения немецкими войсками химического оружия в крупных масштабах на Восточном фронте.

Сражение при Болимове (западнее Варшавы)
Основной конфликт: Восточный фронт в ходе Первой мировой войны

Восточный фронт, 1915
Дата 31 января 1915
Место под Болимовым, Польша
Итог 9000 выведено из строя, из них 1000 погибших
Противники

Германская империя

Российская империя

Командующие

Август фон Макензен

В. В. Смирнов
В. И. Гурко

Силы сторон

9-я армия

6-й корпус

    Сражение

    Основной стратегической задачей немцев на 1915 г. был разгром русской армии и вывод России из войны. Это предполагалось осуществить, прорвав оборону русской армии последовательными фланговыми ударами из Восточной Пруссии и Галиции. Чтобы создать у Ставки впечатление подготовки германского наступления в центральной части Царства Польского, 31 января 1915 г. немцы нанесли мощный отвлекающий удар по русским позициям в районе Болимова, занимающего ключевое положение на Варшавском выступе.

    Наступление началось с обстрела русских позиций артиллерийскими химическими снарядами Таппена. Всего было выпущено 18000 снарядов, что составляло 72 т. смеси бромистого ксилила и бромистого ксилилена (слезоточивые газы). Немецкое командование с интересом ожидало результатов применения химических снарядов. Наблюдать за обстрелом прибыл генерал-квартирмейстер штаба главнокомандующего Восточным фронтом Макс Гофман. Но, результаты обстрела Гофмана разочаровали. Причиной неудачи обстрела русских позиций «черной гранатой Т» стала низкая температура атмосферного воздуха. Летучесть бромистого ксилила и бромистого ксилилена оказалась в этих условиях недостаточной для создания концентраций их паров, при которых возможно достижение боевого эффекта. К тому же использование в качестве отравляющего вещества слезоточивого газа вообще не способствовало нанесению серьёзного урона численности войскам противника.

    Утверждение немецкой стороны, в том числе Э. Людендорфа, М. Гофмана, генерал-лейтенанта К. Моргена, что действие ксилилбромида на морозе ослабло, и поэтому применение газа оказалось неудачным не соответствуют действительности. Согласно докладам и реляциям командиров отдельных частей русской армии, участвовавших в сражении, сторонним свидетелям и воспоминаниям немецких офицеров, множество людей надышавшись ксилилбромидом на несколько часов падало в обморок («кому») и не подавало никаких признаков жизни. Так командующий VI армейским корпусом генерал В. И. Гурко писал: «Мне донесли, что наши траншеи буквально завалены трупами русских и германских солдат, ввиду чего в других местах начато рытьё новых окопов. Старые траншеи закопали, использовав их в качестве братских могил. В то время ещё не было морозов, и за ночь работа была закончена. Однако на следующее утро я получил дополнительное сообщение в том смысле, что в лесу обнаружены тела солдат, находящиеся в бессознательном состоянии и почти не подающих признаки жизни, и что ещё примерно двести человек в подобном же состоянии отправлено в тыл. В тоже утро, но много позднее большинство из этих людей пришли в сознание. Естественно, в первую очередь сами собой напрашивались два вопроса: какова была причина столь необычного происшествия и не может ли оказаться, что некоторые из погибших солдат в момент погребения были ещё живы, но находились в такой же коме? Одновременно офицеры медицинской службы доложили, что от одежды доставленных к ним в полубессознательном состоянии людей исходит отчетливый запах формалина. Уцелевшие в бою подтвердили, что во время артиллерийского обстрела тот же самый запах был намного сильнее, чему во время атаки не придали никакого значения, думая, что так пахнет какое-то новое взрывчатое вещество. Никто не подозревал, каковы будут результаты распространения этих газов»[1].

    Командир 98-го Юрьевского полка подполковник И. Г. Вагель писал в своём донесении вышестоящему командованию, что газы «выедали глаза и <…>многие (солдаты) падали в бессознательное состояние»[2]. По свидетельству начальника боевого участка 1-й бригады 25-й пехотной дивизии генерал-майора Д. К. Гунцадзе от разрывов снарядов с ксилилбромидом «целые взводы падали в обморочное состояние»[3]. Факт массовых глубоких обмороков подтверждал и другой участник Болимовского сражения. Он писал в своём письме, что немцы обстреливали русские позиции «ядовитыми снарядами, от которых солдаты падают без чувств, как мухи»[4].

    Русский военный корреспондент А. И. Ксюнин, бывший свидетелем химической атаки, писал:

    С рассветом неожиданно стали подползать и подходить солдаты. Показалось странным. Впереди никого кроме немцев и не похороненных трупов, а вдруг идут свои, неизвестно откуда.

    Солдаты шатались, бледные, с воспалёнными глазами, слабые, плохо держались на ногах.

    — Откуда?

    — Из окопов… Верно после боя уснули… Очнулись к утру… Голова тяжёлая, всё тело ломит…

    Солдаты ползли сначала поодиночке, потом их накопился длинный хвост — человек триста. Пошли осматривать недавнее место боя. Оно на виду у неприятеля и пришлось пробираться с большой опаской. Стали разбирать трупы и заметили, что многие вовсе без ран. Прислушались к сердцу, потрогали пульс — как будто живые. Некоторые тут же очнулись и против вчерашнего потери выходили не такими большими.

    Солдаты, которых считали погибшими, пролежали всю ночь на земле, рядом с трупами, одурманенные удушливыми газами.

    [5]

    О поражающих свойствах ксилилбромида написал в своём дневнике и офицер 49-го немецкого пехотного полка Айзерман: «Вчера вечером наша артиллерия обстреливала снарядами, начинёнными газами, вражеские позиции. От вдыхаемого мною газа и дневных тревог я заснул непробудным сном, что стало для меня полной неожиданностью. Когда я проснулся на следующее утро, то вызвал к себе дежурного подофицера Лаабса, который ночью следил за солдатами, доставлял питание и почту. Я не проснулся к утренней поверке своей роты, хотя <…>(пытаясь разбудить Айзермана) он (Лаабс) испробовал всё. Будучи очень ответственным человеком, он тряс меня в присутствии свидетелей, чтобы произвести доклад. Напрасно — я спал как убитый»[6].

    Наступление германских войск под Болимовом провалилось. Более того, русские войска под командованием генерала Василия Гурко, в свою очередь, перешли в контратаку. Но и контрнаступление русских окончилось неудачей.

    Химическую атаку под Болимовым принято считать первой, хотя и ранее в военное время использовались разные химические препараты. Но ранее все средства типа грибов-трутовиков, подожженного острого перца, серы не являлись орудием массового убийства. Они лишь помогали выкурить противника с обороняющихся укрытий.[7][8]

    См. также

    Примечания

    1. Гурко В. Война и революция в России. Мемуары командующего Западным фронтом. 1914—1917. М., 2007. С.62.
    2. Постников Н. Д. «Те, кто был в эти дни под Гуминым, вряд ли забудет их». Русские офицеры 97-го Лифляндского и 98-го Юрьевского полков о сражении 18-21 января 1915 г. // Исторический архив. 2014. № 3. С. 59.
    3. Постников Н. Д. Убитые на Равке : монография . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИИУ МГОУ, 2018. — 296 с. С.220.
    4. Бои на Бзуре и Равке (ноябрь 1914 — январь 1915 года). Перлюстрированные письма, воспоминания, фронтовые корреспонденции / сост., перевод, автор коммент. и предисловия Н. Д. Постников. — М.: ИИУ МГОУ, 2018—238 с. С. 90. Постников Н. Д. Первая газовая атака на русско-германском фронте в январе 1915 года // Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С.30.
    5. Ксюнин А. И. Народ на войне: (из записок военного корреспондента). Пг., 1916. С. 97.
    6. Duncker, H., Eisermann, H. Das Infanterie-Regiment v. Kluck (6. Pomm.) Nr. 49 im Weltkriege 1914—1918. Berlin. 1927. S. 48.
    7. Битва при Болимове :: Первая мировая война. gwar.mil.ru. Дата обращения: 13 мая 2020.
    8. Сражение при Болимове: почему русские солдаты не заметили газовой атаки немцев. russian7.ru. Дата обращения: 13 мая 2020.

    Литература

    • Александров В. Н., Емельянов В. И. Отравляющие вещества: Учебное пособие. — 2-е изд.. перераб. и доп. — М.: Воениздат, 1990. — 271 с.
    • Бои на Бзуре и Равке (ноябрь 1914 — январь 1915 года). Перлюстрированные письма, воспоминания, фронтовые корреспонденции / сост., перевод, автор коммент. и предисловия Н. Д. Постников. — М.: ИИУ МГОУ, 2018—238 с.
    • Постников Н. Д. Битва на Равке (январь 1915 г.): управление войсками командованием VI-го армейского корпуса в условиях оборонительного боя // Ключевские чтения—2014. Россия и русский мир перед лицом глобальных угроз: Материалы Всероссийской научной конференции: Сборник научных трудов. М.: «Спутник +», 2015. С. 217—222.
    • Постников Н. Д. «Великая битва на Равке» в январе 1915 года: взгляд с немецкой стороны // Международная жизнь. Специальный выпуск. История без купюр. Великая война. Начало. 2014. С. 144—159.
    • Постников Н. Д. Воспоминания русских офицеров и фронтовые письма о сражении под Волей Шидловской и Гуминым 18-23 января 1915 года как исторический источник // Первая мировая война и историческая память. Материалы Декабрьских научных чтений, состоявшихся 18 декабря 2014 г. М., 2015. С. 293—307.
    • Постников Н. Д. Забытые страницы Великой войны: Равка, сражение за Гумин и Волю Шидловскую (январь 1915 г.) // Россия в годы Первой мировой войны, 1914—1918: материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 30 сентября — 3 октября 2014 г.). /отв. ред.: А. Н. Артизов, А. К. Левыкин, Ю. А. Петров; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук; Гос. ист. музей; Федеральное арх. агентство; Рос. ист. о-во. — М.: [ИРИ РАН], 2014. 712 с.: ил., 16 л. ил. С. 667—671.
    • Постников Н. Д. Первая газовая атака на русско-германском фронте в январе 1915 года // Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 27-31.
    • Постников Н. Д. Последний бой Юрьевского полка // Великая война: сто лет. М., СПб.: Нестор-История. 2014. С. 87-108. Ссылка:https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/07/2dacf59d881aec5bee5f84d2f5b462c412e5e2f0.pdf
    • Постников Н. Д. «Те, кто был в эти дни под Гуминым, вряд ли забудет их». Русские офицеры 97-го Лифляндского и 98-го Юрьевского полков о сражении 18-31 января 1915 г. // Исторический архив. 2014. № 3. С. 40-62.
    • Постников Н. Д. Убитые на Равке М.: ИИУ МГОУ, 2016. — 286 с.
    • Постников Н. Д. Убитые на Равке. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИИУ МГОУ, 2018. — 296 с.
    • Постников Н. Д. «Куда ни взгляни всюду носится призрак смерти». Бои на Бзуре и Равке в фронтовых письмах (декабрь 1914-январь 1915) // Международная жизнь. № 8. Август. 2015. С. 167—185.
    • Постников Н. Д. Фронтовые письма как исторический источник Первой мировой войны. На примере боев на реке Равке в январе 1915 г. // Преподавание истории в школе. 2016. № 5. С. 25-30.
    • Постников Н. Д. «Этот бой напоминал Бородинское сражение». Бои на Равке в письмах с фронта (декабрь 1914 — январь 1915) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2014. № 4. С. 8-19. Ссылка:https://vestnik-mgou.ru/Articles/View/7737
    • Kaliński, Stanisław Ataki gazowe w bitwie pozycyjnej 9 Armii Niemieckiej nad Rawką i Bzurą 1914—1915. Przemyśl. 2010.
    • Duffy, Michael The Battle of Bolimov, 1915. First World War.com (22 декабря 2005). Дата обращения: 15 августа 2006. Архивировано 3 сентября 2006 года.
    • Smith, Gordon Military Campaigns of World War 1—Russia. Naval-History.net (декабрь 2000). Дата обращения: 15 августа 2006. Архивировано 13 августа 2006 года.
    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.