Арелатский собор (314)
Арелатский собор (Арльский собор) — собор христианской церкви, созванный в городе Арелат на юге Римской Галлии (ныне Арль, Франция) в 314 году по распоряжению императора Константина I Великого, после того как донатистский клир отказался подчиниться решениям Римского собора (313), и первоначально имел цель добиться объединения обеих церквей. Собор подтвердил решение Римского Собора относительно Цецилиана, а также принял 22 дисциплинарных и вероучительных канона[1], которые, относятся к числу наиболее важных документов раннего церковного законодательства[2]. Арльский собор был предвестником Первого Никейского собора. Аврелий Августин назвал его вселенским собором.
История созыва
В 303 году в Римской империи вспыхнули гонения на христиан, одним из элементов которых были сожжения текстов священного писания. Епископ Карфагенский Мензурий, формально исполнил это требования, выдав еретические книги. Однако и это вызвало осуждение наиболее непримиримой части клира и мирян Северной Африки: действиями Мензурия были недовольны многие епископы, особенно из Нумидии. Мензурия и тех, кто пошёл на сотрудничество с властями стали именовать традиторами. На Западе с 305 году, когда августом там стал Констанций Хлор, а цезарем — Флавий Север, христиан уже не преследовали. Последняя мученица в Африке — Криспина — была казнена ещё в 304 году. Тем не менее, начавшийся конфликт продолжался. Ситуация обострилась, когда в 306 году вместо умершего Мензурия избрали диакона Цецилиана. Рукоположение Цецилиана приняли не все: против выступила группа нумидийских епископов, а также многие жители Карфагена, считая его поведения во время гонений предательством, а большая группа христиан, находившихся в тюрьме в Карфагене, отказалась от евхаристического общения с ними. Представители недовольных, почти 70 епископов, организовали в том же 306 году в Карфагене собор, на котором председательствовал Секунд из Тигизи. Цецилиан не явился, и его заочно осудили по двум обвинениям: он был рукоположен в сан традиторами, а раньше, будучи диаконом, не давал проносить еду в темницу к мученикам. В итоге Цецилиана отлучили. Собор избрал альтернативным епископом Карфагена чтеца Майорина[3].
Почти сразу после победы над Максенцием император Константин проявил интерес к делам Африканских церквей. В начале 313 года в письме проконсулу Анулину император распорядился вернуть христианам собственность, конфискованную в годы гонения. Здесь упоминаются именно христиане Кафолической Церкви, из чего некоторые историки заключают, что император знал о разногласиях в Африке. В марте 313 года в другом письме Константин приказывает Анулину освободить христианских клириков от общественных обязанностей. При этом император делает особое указание: привилегии касаются лишь сторонников Цецилиана. Примерно в то же время Константин написал и самому Цецилиану. Речь шла о выдаче субсидий. Император пишет, что дал указания проконсулу Анулину и заместителю префекта Патрицию следить за противниками Цецилиана. Самого епископа Константин просит: «если ты заметишь людей, упорствующих в этом безумии, то без всяких сомнений обратись к названным судьям и извести их, чтобы подобных людей, следуя моему, лично им данному приказу, они подвергали наказанию». Текст письма не содержит указаний на то, какое именно наказание предполагалось для церковной «оппозиции», но ясно лишь, что уже тогда Константин поддерживал Цецилиана[3].
Дарование клирикам Цецилиана субсидий и освобождения от службы привели к возмущению со стороны донатистов. Они оказались в менее выгодном положении и, должно быть чувствуя себя незаслуженно обделенными, решили исправить положение. В своей реляции Константину от 15 апреля 313 года Анулин сообщает, что выполнил все требования императора, после чего явились противники Цецилиана. Сопровождаемые толпой народа, они преподнесли проконсулу петицию на имя Константина. Очевидно, в глазах донатистов вопрос имел исключительно светский характер. Собор, собравшийся в Карфагене, уже низложил Цецилиана и решил проблему с точки зрения церковного права. Оставалось лишь сообщить императору, что он поддерживает ложного епископа. Однако император, зная, что именно Цецилиан состоит в общении с Церквами других областей, увидел необходимость в повторном церковном слушании, которое бы показало, кто прав. Весной 313 года противники Цецилиана обратились к императору Константину с просьбой позволить разрешить конфликт епископам Галлии. Но вскоре Майорин умер, а на его место был избран Донат. Сторонников Доната стали называть «группой Доната» (pars Donati) или просто донатистами (donatistae)[3].
Законность поставления епископа Цецилиана подтвердил Римский собор 2-4 октября 313 года в доме Фаусты на Латеране, созванный по указанию императора Константина I Великого. Очень скоро Константин получил как минимум две петиции от донатистов, причем одну поднесли непосредственно императору, другую — викарию Африки Элафию. Недовольные считали, что в Риме присутствовало слишком мало епископов, а обвинения против Цецилиана были плохо изучены. Реакцией императора стал созыв Арелатского собора. Викарий Африки получил приказ обеспечить прибытие представителей сторонников и противников Цецилиана в Арелат к 1 августа 314 года. Это должны были быть епископы из всех африканских провинций: помимо Проконсульской Африки из Бизацены, Триполитании, Нумидии Военной, Нумидии Циртинской, Мавретании Цезарейской и Мавретании Тингитанской. При помощи государственной почты делегациям следовало прибыть в Галлию окружным путем, через Гибралтарский пролив и Испанию. Константин также распорядился, чтобы уезжающие организовали порядок в общинах: из-за отсутствия пастырей не должны начаться волнения[3].
Ход собора и определения
1 августа 314 года под председательством Марина Арелатского, около 30 епископов, не считая тех, кто прибыл из Северной Африки, снова осудили донатистов. Сам Сильвестр в Арелат не приехал, а только прислал своих легатов. Как и в случае с Римским собором, акты собора не сохранились, однако сохранилось соборное послание к папе Сильвестру и ряд канонов, принятых в Арелате. В Галлии донатисты, как и на Римском соборе, не смогли обосновать свои обвинения против Цецилиана. Обвиняемого не просто оправдали: в дальнейшем он участвовал в утверждении канонов[3].
помимо дела Цецилиана собор вынес 22 канонических правила[1]:
- Пасху было определено праздновать повсюду в один и тот же день, который объявляет Римский папа (правило 1).
- Принимать в церковное общение еретиков нужно было через возложение рук (правило 9) как было принято в Римской церкви в противоположность африканской практике повторного крещения еретиков, воспринятой донатистами. Регламентировались условия приёма в церковное общение находящихся на смертном одре оглашённых (правило 6) и вероотступников (правило 22).
- Собор постановил, что традиторы из числа священнослужителей, которые во время гонения выдали властям священные книги и сосуды, «списки братьев» (неясно, имеются ли здесь в виду оглашенные или уже крещённые) и т. д., должны быть низложены, но признал действительными все совершенные ими рукоположения (правило 14). На этом основании произошло и оправдание Цецилиана.
- Собор запретил вступать в общение с теми, от кого исходят ложные обвинения (правило 15). Здесь речь несомненно шла о донатистах, не сумевших доказать на двух соборах вину Цецилиана[3].
- Собор постановил, что «те, кто приносят письма исповедников», должны быть приняты в общение (правило 10). Неясно, идёт ли в данном случае речь о «мирных грамотах», выдававшихся епископом и подтверждавших, что данный человек находится в общении с Церковью, или же имеются в виду письма, подтверждавшие, что предоставивший их человек является исповедником.
- Путешествующих епископов Собор постановил допускать к сослужению в других епархиях (правило 19).
- «Городским диаконам» (diaconibus urbicis — возможно, речь идет о диаконах Рима) предписано не присваивать себе особые права и авторитет, но довольствоваться равной честью с пресвитерами (прав. 18).
- Собор запретил клирикам менять место служения (правила 2, 21) и отдавать деньги под проценты (правило 13).
- Рукоположение епископа должны совершать семь, в крайнем случае не менее трёх епископов (правило 20).
- Было подтверждено, что диаконы не могут совершать Евхаристию (правило 16).
- Христианам запрещалось быть возницами на ипподроме (правило 4) и актёрами (правило 5).
- Христианам запрещалось приступать к исполнению государственных и общественных обязанностей без благословения епископа (правило 7);
- Уклонившихся от военной службы или дезертировавших с неё ждало отлучение от Церкви (правило 3);
- мужьям, оставленным своими жёнами, рекомендовалось не вступать в новый брак до смерти бывшей жены (прав. 11).
Итоги и последствия
Решения собора с самого начала не были признаны донатистами, которые тут же оспорили приговор собора, направив петицию императору; Константин же со своей стороны постановил задержать прибывших в Арелат представителей африканской «оппозиции» и направить их ко двору в Августу Треверов. В группе арестованных были епископы Луциан, Капитон, Фиденций, Назутий и пресвитер Маммарий. Также, вероятно, задержали и Доната Карфагенского. Задержание донатистов после Арелатского собора — первый пример использования аппарата насилия по отношению к христианам после 313 года. Одновременно это прообраз изгнания епископов — меры, которую позднее часто применял Константин[3].
Арльский собор, как и Римский собор 313 года, представлял собой судебное разбирательство, при котором император созывает епископов, утверждает их решение и принимает апелляцию на это решение. Когда же после смерти Константин стал образцом императора-христианина, его политические приемы были унаследованы потомками. Для римских правителей IV—V века именно формат собора станет главным инструментом религиозной политики. Такую форму собрания епископов К. М. Жирарде называет «имперским собором»[3].
Хотя после собора многие из «оппозиции» перешли в лагерь Цецилиана и оставили раскол[1], донатизм ликвидирован не был и усилиями Доната Великого и его сторонниколв, он укрепился, достигнув пика в 370—380 годы при Пармениане, преемнике Доната[4]. Более того, Донат в 314 году отправил в Рим Виктора из Гарбы для восстановления там «истинного апостольского преемства». Блаженный Августин утверждает, что донатистские епископы были направлены не только в Рим, но и в Испанию. Лишь после Римского собора 386 года все оставшиеся там донатисты присоединились к канонической Церкви[5].
Примечания
- Д. В. Зайцев. АРЕЛАТСКИЕ СОБОРЫ // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 193-194. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
- Thomas Shahan, The Synods of Arles // The Catholic Encyclopedia. Vol. 1. New York: Robert Appleton Company, 1907.
- Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313-314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2019. — № 86. — С. 9—24.
- Кечкин И. Э. Пармениан — донатистский епископ карфагена // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2013. — № 2. — С. 54-63.
- Ткаченко А. А. Донатизм // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 654—657. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.