Аничков, Дмитрий Сергеевич

Дми́трий Серге́евич А́ничков (1733—1788) — русский философ-просветитель, логик, публицист, профессор Московского университета.

Дмитрий Сергеевич Аничков
Дата рождения 1733(1733)
Место рождения Сергиев Посад
Дата смерти 30 апреля (11 мая) 1788(1788-05-11)
Место смерти Москва
Страна
Учёная степень магистр философии и свободных наук (1762)
Альма-матер Московский университет (1761)
Школа/традиция Вольфианство
Оказавшие влияние И. Г. Винклер,
Ф. X. Баумейстер

Биография

Родился в семье подьячего Троице-Сергиевой лавры[1]. Учился в Троицкой семинарии. В 1755 году в числе шести лучших учеников переведён в новооткрытый Московский университет[2]. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику — у И. И. Роста[3]. За успехи в учёбе ежегодно награждался золотыми медалями. Успешно окончил Московский университет в 1761 году. Ещё в 1760 году, будучи студентом, начал преподавать математику (геометрию и тригонометрию) в низших классах университетской гимназии. Университетской Конференцией было присвоена степень магистра философии и свободных наук (1762).[4]

Московские учёныепрофессор Московского университета Аничков и артиллерии штык-юнкер Ефим Войтяховский — составили и многократно переиздали учебники по всем предметам элементарной математики: первый начиная с 1764 г. и второй — с 1787 г.;

Россия :: Русская наука :: Математика, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Продолжил работу в университете, читая лекции по математике, философии и логике[5]; 30 мая 1765 года получил кафедру философии и логики. Его философский курс, сначала читавшийся на латинском языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера; написанное в 1767 году «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией…» положило начало философскому курсу на русском языке. С 1762 года по поручению Конференции приступил к составлению учебников по математике; в частности, переводился с латинского на русский язык учебник И. Ф. Вейдлера; начиная с 1765 года было издано более 10 книг по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии и фортификации, послуживших основой его собственных сочинений, которые способствовали становлению отечественной математической терминологии.

Его диссертация (1769) на соискание профессорского звания называлась «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» («Dissertatio philosophica de ortu et progressu religions apud diversas maximeque rudes gentes») и была посвящена выявлению причин возникновения языческих верований. Среди таких причин он называл, в первую очередь, страх перед неизвестными для первобытного человека силами природы, кроме того, фантазии, вымыслы, обман жрецами, а также непонятные феноменальные способности некоторых людей.[5] В диссертации очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства. Сочинение было критически встречено в учёных кругах, особенно резко против предполагаемой в нём пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и московский архиепископ Амвросий; утверждение в профессорском звании по этой диссертации не состоялось.

В 1770 году Аничков начал читать первый в России философский курс этики («учения о нравственности и этике»). В 1771 году ему было присуждено звание экстраординарного профессора, в 1777 году — звание ординарного профессора логики, метафизики и чистой математики. Аничков был постоянным членом Вольного Российского собрания при Московском университете.[6] Им были написаны учебники: «Курс чистой математики», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Теоретическая и прикладная тригонометрия», «Начальные основы фортификации и артиллерии».[5], а также сочинения: «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости божией, и что в нём ничего не бывает по случаю» (1767), «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770), «О невещественности души человеческой и из оной происходящего её бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779),[6] «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783)[2] и другие.

Аничков также задавался вопросом о назначении философии. Её основная задача для него заключалась в исследовании причин вещей и явлений многогранного мира. Выступал против материалистического сенсуализма как метода познания и логики. Будучи последователем философии Х. Вольфа, он пытался преодолеть дуалистическую вольфианскую трактовку процесса познания, но, отрицая существование врождённых идей, в вопросе о взаимоотношении души и тела остался дуалистом. Решая проблему соотношения души и тела, склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним. Высшими авторитетами для себя ставил Ф. Бэкона и Дж. Локка.

По ряду свидетельств, Аничков с 1777 года числился членом одной из масонских лож. Несмотря на творческую плодовитость, большинство рукописей его многочисленных неопубликованных трудов сгорели при пожаре.[2]

Скончался 30 апреля 1788 года в 6 часу поутру на 54 году жизни. Похоронен на Лазаревском кладбище.

Примечания

Литература

  • Андреев А. Ю. АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 27—28. ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Аничков, Дмитрий Сергеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  • Волков В. А., Куликова М. В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — 294 с. 2000 экз. — ISBN 5—8037—0164—5.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.