Альбрехт, Владимир Янович
Влади́мир Я́нович А́льбрехт (род. 20 февраля 1933[1], Москва, РСФСР, СССР) — советский диссидент.
Владимир Янович Альбрехт | |
---|---|
Дата рождения | 20 февраля 1933 (89 лет) |
Место рождения | Москва, РСФСР, СССР |
Страна | |
Род деятельности | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Сын «врага народа», расстрелянного в 1938 году.
Математик[2][3][4], писатель, автор известного сочинения «Как быть свидетелем» (1976)[5], распространявшегося в самиздате, секретарь московского отделения «Международной амнистии» (1975—1981)[6], политзаключённый (1983—1987).
С 1988 года по настоящее время Альбрехт живёт в США; учредил «Премию Альбрехта»[7].
Система ПЛОД
Альбрехт известен как автор концепции ПЛОД, описанной в его книге «Как быть свидетелем», доступной на многих сайтах[8][9][10].
Согласно системе ПЛОД свидетель может не отвечать на вопрос в четырёх случаях:
- Когда его нет в протоколе — принцип «П»;
- Когда сам вопрос фактически превращает лично его, свидетеля, в подозреваемого — принцип «Л»;
- Когда вопрос не имеет отношения к делу или «слишком по делу», то есть наводящий — принцип «О»;
- Когда он недопустим по соображениям морали — принцип «Д».
Согласно автору, принцип «П» отвергает то, чего нет в протоколе, а все следующие за ним — отвергают то, чему не место в протоколе.[11]
Каждое из этих четырёх требований включает предыдущие. Вопрос, ставящий свидетеля в положение подозреваемого, — принцип «Л» — можно трактовать как вопрос, не имеющий отношения к делу, — принцип «О». А можно считать, что он недопустим по соображениям морали, — принцип «Д». Отказываясь от показаний, допрошенные становились обвиняемыми, то есть они поступали в соответствии с принципом «Л» или «Д».
Допрос подозреваемого в качестве свидетеля недопустим.[12] Если свидетель подозревался в преступлении, он мог мотивировано отказаться от ответа, например от показаний, кому принадлежит изъятое при обыске.[13] Согласно Альбрехту, немотивированный отказ является стилем уголовного мира, отвергающего принципы нормального правосудия, и выгоден следователю: он упрощает его работу и стимулирует перевод свидетеля в разряд обвиняемого.[14]
В обвинительном заключении по уголовному делу № 57912/17-83 по обвинению Альбрехта Владимира Яновича о его работе «Как быть свидетелем» сказано «… Нельзя не отметить некоторую тщательность литературной обработки рукописи, наличие моментов злобного цинизма и антисоветской сатиры, что делает рукопись ещё более привлекательной для лиц, находящихся в длительных конфликтах с правоохранительными органами»[7][15][16].
В 2000 году В. Альбрехт вёл «вечера»[17]. 18—19 декабря 2001 года выступил на конференция в Москве, приуроченной к 25-летию симпозиума «Еврейская культура в СССР: состояние и перспективы»[18].
Альбрехт участвовал в сборнике «Сорок лет диссидентского правозащитного движения в России» (2005)[19]. В 2007 году подписал обращение в поддержку политзаключённых России[20][21].
Положительные мнения о системе
Некоторые авторы отмечают последовательность системы ПЛОД, которая позволяет противостоять фальсификации политических дел, формально не отказываясь от дачи показаний[17]. М. М. Молоствов пишет: «Скажут, пожалуй, что в XXI веке в России не ожидаются гонения на инакомыслящих, да и по другим статьям будут судить в соответствии с буквой и духом закона. Прения сторон, гласность и прочее… Всё так. Понятен соблазн „в надежде правды и добра глядеть на вещи без боязни“. Но ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ требует НЕ ОБОЛЬЩАТЬСЯ. У Машины Управления, предсказанной Францем Кафкой и представленной Набоковым, колоссальная сила инерции. Одолеть её можно, лишь умело защищая свои права. Этому искусству учит нас Владимир Альбрехт. Спасибо ему»[10].
Г. О. Павловский отмечает: «Альбрехт был кодификатором одной из процедур, сумма которых составила „технологию достоинства личности“ в СССР 60—80 гг. Эти процедуры удерживали человеческую среду-носительницу альтернативы, государство в государстве»[22].
Подход Альбрехта в отношениях со следствием эффективен не только для защиты от серьёзных обвинений в антигосударственной деятельности, но и в бытовых вопросах[23].
Примечания
- Новый арест Владимира Альбрехта (1985, 20-1) | Вести из СССР
- Диссидентская активность 1950—1980-х гг. Персоналии. Краткий аннотированный перечень.
- Т. Косинова. «Solidarnosc»: взгляд с Востока // Полит.ру, 08.08.2007.
- Е. Печуро. Заступница: Адвокат С. В. Каллистратова. — М.: «Звенья», 2003.
- Примечание В. Я. Альбрехта, введённое в текст статьи 05 октября 2008: «Дело в том, что об этом „известном сочинении“ мне, как, якобы его автору, почти ничего не известно. И хотя меня очень интересовала эта тема, ничего путного о поведении человека, арестованного и несправедливо обвинённого, написать до моего ареста не пришлось. Но когда я сам был безосновательно арестован в апреле 1983 года, у меня естественно, возник повод заняться этой темой всерьёз. Но то ли столь необычно построенная мною моя защита, то ли какие-то неосторожные вопросы к следователю, а может быть, и какие-то агентурные источники привели моего следователя Юрия Андреевича Воробьёва к абсолютной убеждённости, что я действительно собираюсь писать про то, как вести себя на следствии. Поэтому он прямо сказал, что у меня ничего не получится. И я, разумеется, с ним согласился. Обвинение инкриминировало мне две брошюры: „ Как быть свидетелем“ и „Как вести себя на обыске“. Но уже в суде я заметил, что и судья и прокурор часто оговариваются, называя меня автором какого-то другого сочинения „Как вести себя на следствии“. Аналогичную ошибку я заметил потом в протоколе судебного заседания. Причём получалось, что вроде бы я и сам путаюсь. В своих замечаниях к протоколу суда я отметил эту ошибку. Я объяснил, что рукописи с названием „Как вести себя на следствии“ нет в моём деле, и возможно, её нет в природе. Но та же ошибка оказалась в тексте приговора. Разумеется, я обратил внимание на такие странности в своей жалобе в кассационную инстанцию. Но когда и оттуда пришёл ответ, где утверждалось, что я написал несуществующий текст под названием „Как вести себя на следствии“, мне стало ясно, что меня разыгрывают, что это такое своеобразное судейское хулиганство: знай, дескать, как вести себя на следствии: что захотим то и напишем. Владимир Альбрехт»
- И. Толстой. Полвека в эфире // Радио Свобода, 08.08.2007
- М. И. Трепашкин награждён премией Владимира Альбрехта-2007.
- В. Альбрехт. Как быть свидетелем Архивная копия от 8 октября 2007 на Wayback Machine.
- В. Альбрехт. Практическое пособие: как правильно вести себя на допросе.
- Владимир Альбрехт. Как быть свидетелем // «Закон и право — Terra incognita, правозащитный альманах». — 2003. — № 15/25
- Владимир Альбрехт: Вопрос, ставящий свидетеля в положение подозреваемого, — принцип «Л» — можно трактовать как вопрос, не имеющий отношения к делу, — принцип «О». А можно считать, что он недопустим по соображениям морали, — принцип «Д». Вот, например, я отказался дать подписку о неразглашении. Я следую принципу «О». Но я знаю:. дело липовое. «открытый» суд фактически — закрытый. Для того и берут подписку. Значит, мой нравственный долг — на законных основаниях такому расследованию препятствовать, что соответствует принципу «Д». Если вы уверены, что следователь держит в тюрьме невиновного человека, то кем он тогда является для вас?! Объясните ему! Запишите это в протокол! Никто за вас этого не должен делать!.
- Бюллетень Верховного суда № 4 за 1974 год
- Владимир Альбрехт: Допустим, у вас обыск, и уже что-то изъяли! Уже везут на допрос! Вы дрожите от страха! Не знаете, что сказать, кто вам дал то, что у вас изъяли? А следователь тем временем предвкушает ваше враньё типа: «взял у покойника» или «у отъехавшего в Израиль». Но оказывается всё просто! Изъяли — значит криминал — вы фактически подозреваетесь в преступлении! А допрос подозреваемого в качестве свидетеля недопустим. Это написано в Бюллетене Верховного суда № 4 за 1974 год на странице 25. Вот так вы и объясняете причину своего отказа от ответа.
- Владимир Альбрехт: Многие правозащитники про систему ПЛОД и вовсе не знали. Но отказываясь от показаний, они становились обвиняемыми, то есть они поступали в соответствии с принципом «Л» или «Д». В противном случае — это не правозащитники. Немотивированный отказ от показаний — это преступление, к тому же это и стиль уголовного мира, отвергающего принципы нормального правосудия. . Нельзя не отметить и то, что отказ от показаний выгоден следователю: он упрощает его работу и стимулирует перевод свидетеля в разряд обвиняемого.
- В. Альбрехт. Как быть свидетелем // «Индекс/Досье на цензуру»
- На чьей крови эмигранты въехали в США. Два интервью с Владимиром Альбрехтом
- Н. Зубкова. Театр одного правозащитника // «Иностранец», № 12 от 28.03.2000
- В. Альбрехт. Выступление на конференции «Евреи молчания — евреи триумфа. Советское еврейство вчера, сегодня, завтра» Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
- Сорок лет диссидентского правозащитного движения в России // «Сутяжник», 31.10.2005
- Е. Боннэр, Л. Алексеева и др. Обращение к защитникам политических заключённых // «За права человека», 27.02.2007
- А. Азарина, В. Васильева и др. Открытое письмо директору ФСИН Юрию Ивановичу Калинину Архивная копия от 9 августа 2007 на Wayback Machine // «Совесть», 12 декабря 2005 г.
- Глеб Павловский. Забытая процедура: сопротивляться.
- Д. Кузнецов. Ленингад
- Л. Тимофеев. Я — особо опасный преступник.
- [http://www.igrunov.ru/cv/vchk-cv-biogr/vchk-cv-biogr-chronica_sud.html Суд над Вячеславом Игруновым // Выдержки из «Хроники текущих событий», вып. 40—44.
- Допрос. Пособие национал-революционера (недоступная ссылка).
Ссылки
- Беседа Владимира Альбрехта с Глебом Павловским . «Русский журнал» (5 ноября 1997). Дата обращения: 30 июля 2013.
- Владимир Альбрехт. Как быть свидетелем . Архив Самиздата. Библиотека «Вѣхи» (2004). Дата обращения: 30 июля 2013.